Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ракетные корабли и катера
#11
Малый ракетный катер проекта 205 "Оса"

[Изображение: 800px-Osa-II_class_project205U_DN-ST-82-05659.jpg]

Наряду с малым ракетным катером пр.183Р для отечественного Военно-морского флота во втором послевоенном десятилетии в ЦКБ-5 создавался и большой ракетный катер пр.205 (для получения корабля с более мощным ракетным оружием и лучшей мореходностью).

Успешному созданию большого ракетного катера в немалой степени способствовало освоение отечественной промышленностью легких компактных дизелей большой агрегатной мощности. Такие двигатели типа М-503 и М-504 были созданы в 1956-1959 гг. По своим массогабаритным характеристикам, удельной и агрегатной мощности эти машины не имели аналогов среди лучших отечественных и зарубежных образцов.

Большие ракетные катера пр.205 строились в двух модификациях. Проекты различались своими ракетными комплексами. Так, в проекте первой модификации ракеты П-15 хранились в пусковых установках ангарного типа с постоянно раскрытыми крыльями. Последующая модификация кораблей вооружалась более совершенным ракетным комплексом П-15У, у которого ракеты хранились со сложенными крыльями (автоматически раскрывались в полете). Артиллерийское - две спаренные 30-мм автоматические артустановки АК-230 и системы их управления.

Одновременно осуществлялась доработка ракетного комплекса, позволившая увеличить дальность применения ранет с 40 до 80 км.

Головной ракетный катер проекта 205 вошел в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли, получившие в НАТО обозначение “Оса”, строились большой серией вплоть до 1970 года. Кроме них, на судостроительных заводах велась постройка различных модификаций этого катера. Всего по этим проектам для нашего ВМФ, а также для передачи или продажи за рубеж в СССР было построено более 400 ракетных катеров.

Ракетные катера данного проекта широко использовались в вооруженных конфликтах. Так, в октябре 1970 года ракетами П-15, запущенными с катеров пр.205 Египта, был потоплен израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья Египта. В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера пр.205 ВМС Индии, вооруженные П-15, наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 38,6
Ширина, м 7,6
Осадка, м 2,6
Экипаж, чел 26
Водоизмещение, тонн 205
Скорость максимальная, узлов 40
Скорость крейсерская, узлов
Дальность при крейсерской скорости, миль
Автономность, суток

http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_205.htm
Ответ
#12
Малый ракетный катер проекта 183.Р "Комар"

[Изображение: photo91.jpg]

К опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам по созданию первых ракетных катеров в нашей стране приступили в начале 50-х годов и завершили их к 1956 году. Работы эти осуществлялись силами специалистов ЦНБ-5 Минсудпрома (впоследствии Центральное морское конструкторское бюро “Алмаз”).

В качестве базового прототипа “по корпусу и энергетике” был выбран хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации торпедный катер проекта 183, с 1949 года строившийся большой серией для нашего флота. Проект ракетного катера, получивший обозначение 183Р, был утвержден в августе 1957 года и предусматривал использование в прежнем виде корпуса, основных систем, устройств и энергетической установки торпедного катера-прототипа.

Изменения коснулись главным образом типа и состава вооружения: два однотрубных палубных торпедных аппарата на исходном проекте были заменены двумя ракетными ангарами с пусковыми установками ракет П-15, были размещены новая РЛС обнаружения надводных целей, а также аппаратура управления ракетами.

Ангарный тип пусковой установки был следствием того, что крылья у данного типа противокорабельной крылатой ракеты не были складывающимися. Пусковые установки имели постоянное возвышение в 11,5° и собственный вес 1100 кг. Стрельба ракетами была возможна на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Из двух спаренных 25-мм артустановок 2М-ЗМ сохранили лишь одну - носовую.

Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут. На катере размещались ПУС "Клен", получавшая необходимые данные для производства стрельбы от РЛС "Рангоут". Резервным средством целеуказания на катере был оптический визир РМК-453.

Всего в СССР на судостроительных предприятиях в Ленинграде и Владивостоке с 1959 по 1965 год было построено 112 катеров проекта 183Р. Часть из них позднее была передана во флоты стран Варшавского Договора и ряда стран Африки и Азии. Эти корабли получили в НАТО кодовое обозначение “Комар”.

Следует отметить, что в те годы СССР был единственной страной, строившей ракетные катера крупной серией (на Западе ограничивались опытными конструкциями). Всерьез этим классом кораблей за рубежом занялись после арабо-израильской войны 1967 года, в ходе которой крылатой ракетой был потоплен эсминец.

21 октября 1967 года в районе дельты Нила четырьмя ракетами П-15, запущенными с египетских катеров пр.183Р был потоплен израильский эсминец "Эйлат". Вечером египетская радиолокационная станция засекла цель - одиночный корабль, вторгшийся в территориальные воды арабского государства. Это был израильский эскадренный миноносец "Эйлат", шедший вдоль северного побережья Синайского полуострова недалеко от Порт-Саида. Его командир капитан 3-го ранга Ицхак опасался только подводных лодок и вел свой корабль противолодочным зигзагом. Поначалу он даже не обратил внимания на обнаруженные радарами два малых катера, находившихся в море на боевом патрулировании.

В 17.00 он приказал лечь на обратный курс, но через 16 минут сигнальщик доложил о каких-то ярких вспышках и клубах дыма, появившихся со стороны Порт-Саида. Вслед за этим небо прочертили огненные хвосты летящих ракет. Ицхак приказал сыграть боевую тревогу и снова повел эсминец зигзагом, одновременно открыв шквальный огонь из 40-мм автоматов по приближающимся ракетам.

Но ракеты упорно следовали за непрерывно меняющим курс кораблем, пока не настигли его. Первая попала в борт около машинного отделения, а через четыре минуты вторая – в котельное отделение. Несмотря на отчаянные попытки экипажа спасти корабль, "Эйлат" начал погружаться. И тут его поразила третья ракета. Эсминец развалился на две части и быстро затонул. Из 199 человек экипажа, находившихся на борту, 47 погибли и 81 получили ранения.

Это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет, и именно катера этого проекта стали эпохальными в развитии современных мировых ВМС.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 25,4
Ширина, м 6,24
Осадка, м 1,24
Экипаж, чел 15
Водоизмещение, тонн 77,5
Скорость максимальная, узлов 43
Скорость крейсерская, узлов
Дальность при максимальной скорости, миль
Дальность при крейсерской скорости, миль
Автономность, суток

http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_183.r.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)