Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Эскадренные миноносцы
#1
Эскадренный миноносец проекта 956 "Сарыч"

[Изображение: em_pr_956.jpg]

В 1971 году началось проектирование "корабля огневой поддержки десанта", получившего номер проекта 956 шифр "Сарыч". Процесс проектирования корабля оказался очень сложным. Так в процессе проектирования начало меняться целевое назначение корабля. Значительное воздействие на него оказала программа создания в США нового поколения эсминцев типа "Spruance" - первых многоцелевых кораблей ВМС США. Так кроме артиллерийского вооружения состоящего из двух 130-мм АК-130 было значительно усилено ПВО, принят ЗРК "Ураган" вместо планируемого вначале ЗРК СО и УРО, вместо ПКР П-15М принят новый комплекс ПКР "Москит". Однако выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО было невозможно из-за огромных размеров нового ГАК "Полином" и отсутствия на корабле всяких резервов, которые были израсходованы ранее на мощное артиллерийское вооружение и ЗРК "Ураган". По артиллерии и ЗРК проект 956, безусловно, превосходил ЭМ "Spruance". Единственно, что удалось, это установить два РБУ-1000, два 2-х трубных 533-мм торпедных аппарата и ВПП со сдвижным ангаром для временного базирования вертолета КА-27, разместить небольшую ГАС "Платина-С" с антенной в носовом бульбе. Иными словами ПЛО обеспечивали только самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.

Учитывая это обстоятельство, было принято решение о создании системы из двух кораблей: корабля УРО и ПВО проекта 956 и специализированного корабля ПЛО, создаваемого в развитие БПК проекта 1135, получившего номер проекта 1155. По сути, планировались совместные действия в составе соединений и групп ЭМ проекта 956 и БПК проекта 1155. Предполагалось построить 50 кораблей обоих проектов.

В качестве ГЭУ было принято решение применять ГТУ. Обоснования сводились к следующему: ЮТЗ не обеспечит турбинами программу строительства всех кораблей. Кроме того, в случае затруднения с дизельным топливом, на флоте всегда будут корабли, использующие мазут или сырую нефть. Решение было реализовано без учета многих особенностей эксплуатации ГТУ с еще более напряженными котлами, которые были использованы в ГЭУ проекта 956. Установка требовала квалифицированного ухода при эксплуатации и дефицитных расходных материалов, которых на флоте не всегда было в достатке. В результате при нарушении правил эксплуатации начались аварии и стало складываться явное предубеждение к установкам данного типа. По конструкции корабль проекта 956 полубачной архитектуры с симметричным размещение артиллерии и ПУ ЗРК при побортном размещении в носовой части ПУ ПКР "Москит", что в определенной форме напоминает схему размещения вооружения на проекте 61Э. Сверхзвуковые низколетящие ПРК "Москит" комплекса УРО пр.956 не имеет аналогов в мире. Модификация этой ПКР имеет другой профиль полета, а также используется в авиационном варианте (дальность полета при этом увеличивается в 2 раза). Целеуказание обеспечивает активно-пассивный комплекс "Минерал". В качестве РЛС общего обнаружения на корабле установлена на первых 4 кораблях "Фрегат-М" или "Фрегат-МА".

Головной корабль "Современный" был заложен 3 марта 1976 года, спущен на воду 18 ноября 1978 года и введен в строй 25 декабря 1980 года. Вся серия этих кораблей была ограничена позже 20 единицами. Основным противолодочным кораблем, дополнявшим проект 956, должен был стать новый БПК проекта 1155. Первоначально разрабатывался как улучшенный вариант БПК пр.1135, имея цель ликвидацию его основных недостатков: отсутствие вертолета и сравнительно малая дальность действия гидроакустических средств, не обеспечивающая целеуказание ПЛУР на полную дальность.

В процессе проектирования авиационное и зенитно-ракетное вооружение было усилено, установлен ГАК "Полином", вместо ЗРК "Оса-М" размещен многоцелевой ЗРК "Кинжал" и другие новые образцы техники и вооружения. По требованию ряда ученых ЦНИИ им. Крылова, вместо варианта развития бульба по типу проектов 1134А, 1134Б, 1135 была принята новая торпедообразная форма. К сожалению, эта конструкция отрицательно сказалась на мореходности, так как вызывала днищевый слеминг и сильное брызгообразование затруднявшее использование оружия. На корабле было обеспечено базирование двух вертолетов Ка–27. Они размещались в двух полуутопленных ангарах, аналогичных по конструкции проектов 1134А, 1134Б.

Артиллерийское вооружение включало вначале два одноорудийных 100-мм автомата АК-100 и четыре 30-мм автомата АК-630М. Противолодочное вооружение было представлено комплексом ПЛУР "Метель" (позже на многих НК был заменен на "Раструб-Б") с двумя счетверенными неподвижными пусковыми установками, двумя 4-х трубными 533-мм торпедными аппаратами и двумя РБУ-6000. В качестве РЛС обнаружения воздушных целей на первых двух кораблях устанавливались "Топаз" и "Топаз-В", а на остальных кораблях "Фрегат-МА" и "Подкат".

Двухвальная главная энергетическая установка была полностью идентична проекту 1135 и включала маршевый и форсажный двигатели на каждом валу. Отличие заключалось в увеличении мощности как маршевого, так и форсажного двигателей.

Головной корабль пр.1155 получивший название "Удалой" был заложен на судостроительном заводе "Янтарь" в 1978 году, спущен на воду в феврале 1980 года. Всего на заводе до 1991 года было построено 8 кораблей этого проекта. Кроме того, еще 4 корабля этого проекта было построено на заводе им. Жданова.

Неудовлетворительные темпы поставок ЗРК СО "Кинжал" привело к тому, что первые корабли серии сдавались без него, последующие сдавались лишь с одним комплексом и только на последних кораблях устанавливались оба ЗРК в полной комплектации.

Создание системы из двух кораблей проекта 956 и проекта 1155 хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль, объединяющий возможности проекта 956 и проекта 1155. Однако из этого ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации оружия и вооружения. Еще в конце 70-х годов специалистами предлагались различные варианты универсальных пусковых установок и многофункциональных систем управления, создаваемых уже на элементах уже имеемых или разрабатываемых образцов оружия и вооружения. Никаких научных или технических проблем здесь не существовало. Нужны были лишь организационные решения, направленные на изменение порядка разработки систем вооружения. Однако руководство ВМФ, в лице С.Г. Горшкова, на это не пошло. Главком не пожелал проводить такую реорганизацию, всегда связанную с интригами и очередным ущемлением интересов моряков в "сухопутном" министерстве обороны СССР под воздействием всесильной промышленности.

Подобные исследования в США привели к созданию в 1983 году первого многоцелевого корабля - крейсера "Ticonderoga". На этом корабле впервые были применены унифицированные пусковые установки использующие ПКР, ЗУР, ПЛУР и СКР, а также установлена многофункциональная система "Иджис". Эти крейсера послужили прототипом ЭМ нового поколения в США и Японии. Именно после появления этого поколения кораблей началось научно-техническое отставание надводного флота СССР. Обиднее всего, что никаких объективных причин для этого не было, была лишь воля отдельных руководителей компетенция которых, мягко говоря, была не на уровне. Уйдя от дел, эти руководители оставляли после себя себе подобных. Поэтому и в 90-х годах продолжалось строительство морально устаревших кораблей.

При рассмотрении опыта эксплуатации БПК проекта 1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками этого совещания отмечались: отсутствие ПКР, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания, Главкомом ВМФ было дано указание разработать модификацию проекта 1155 в максимальной степени учитывающей высказанные на совещании пожелания.

Новый вариант корабля получил шифр 1155.1. Вместо двух 100-мм артиллерийских установок АК-100 установили одну 130-мм АК-130, вместо комплекса ПЛУР "Метель" был размещен комплекс ПКР "Москит"», а вместо 533-мм торпедных аппаратов разместили универсальный ракето-торпедный комплекс ПЛУР "Водопад". Средства ПВО были усилены путем замены 30-мм автоматов на два ЗРАК "Кортик". Усиление средств ПТЗ было достигнуто заменой РБУ-6000 на новый комплекс ПТЗ РБУ-12000. Наконец, вместо ГАК "Полином" разместили новый ГАК "Звезда-2".

Планировалось серийное строительство этих кораблей на заводе "Янтарь". Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль "Адмирал Чабаненко", который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована.

Всего на верфях было заложено и постороено 18 кораблей этого типа, а именно: "Современный" (1981), "Отличный" (1983), "Безупречный" (1985), "Боевой" (1986), "Стойкий" (1986), "Окрыленный" (1987), "Бурный" (1988), "Гремящий" (1988), "Быстрый" (1989), "Расторопный" (1989), "Безбоязненный" (1990), "Безудержный" (1991), "Беспокойный" (1993), "Настойчивый" (1993), "Бесстрашный" (1994), "Екатеринбург" (1998), "Александр Невский" (1999), "Вечный" (1999).

Теперь можно лишь гадать, почему сохранили строительство ЭМ проекта 956 и прекратили строительство ЭМ пр.1155.1. Ведь вполне возможно было предположить, что совершенствование ЗРК СО "Кинжал" рано или поздно позволило бы решить и проблему коллективной обороны, а последующей эволюцией можно было бы создать многоцелевой корабль.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 156
Ширина, м 17
Осадка, м 6
Экипаж, чел 296
Водоизмещение, тонн 7940
Скорость, узлов 32
Количество вертолётов, шт 1
Автономность, суток

http://www.rusarmy.com/vmf/em_pr_956.htm
Ответ
#2
Эскадренный миноносец проекта 56 "Спокойный"

[Изображение: em_pr_56.jpg]

В связи с тем, что у Эскадренного миноносца проекта 41 в ходе испытаний были выявлены существенные недостатки, которые явились причиной закрытия работ по этому проекту, было принято решение о начале проектирования нового Эскадренного миноносца, проект которого получил номер 56. Новому главному конструктору проекта, сменившему В. А. Никитина, — А. Л. Фишеру (главным наблюдающим от ВМФ остался М. А. Янчевский) было предписано модернизировать проект 41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса. Проектирование начали сразу с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы выдавлена на верхнюю палубу — это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.

В соответствии с техпроектом ЭМ проекта 56 имел водоизмещение: стандартное — 2662 тонн, полное —3230 тонн. Наибольшие главные измерения корпуса: длина — 126,1 м, ширина — 12,7 м, осадка — 4,2 м. Скорость хода: полного — 38 узлов, оперативно-экономического — 17,9 узлов. Дальность плавания 685 миль при 37,9 узлах и 388O миль при 14,7 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 284 человека. Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как показало время, такое решение было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций из АМГ. Однако в какой-то мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство, что они в те годы стали «модными» во всех ведущих флотах мира.

Как уже упоминалось, вооружение проекта 56 было почти аналогичным вооружению ЭМ проекта 41. Различие заключалось в установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом: в носу, в корме и побортно (в районе грот-мачты), отказались от 25-мм автоматов, вместо СПН-500 установили стабилизированный командно-дальномерный пост СВП-42-50 со стрельбовой РЛС “Якорь-М”, а навигационную РЛС “Риф” заменили на РЛС “Нептун”.

Головной корабль проекта 56—эсминец “Спокойный” — был предъявлен на испытания в 1953 году. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса “корпус-винт” были неоптимальными.

Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости, а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило “Спокойному” достичь желанных 38 уз.

Одинокий “Неустрашимый” в это время заканчивал почти четырехлетние государственные испытания. Судьба этого уникального корабля сложилась неудачно. Он сравнительно немного плавал и совсем не покидал Балтики, а в 70-е был разобран на металлолом. С позиции же сегодняшнего дня переход от проекта 41 к проекту 56 был не совсем оправдан. Недостатки проекта 41, включая мореходность, были устранимыми. Кроме того, этот корабль имел большие запасы по водоизмещению на модернизацию. Напротив, на проекте 56 ухудшили живучесть, обитаемость, вдвое уменьшили автономность, существенно уменьшили дальность плавания. Тем не менее, в серию пошел эсминец проекта 56.

Головной корабль этого проекта — “Спокойный” — после длительных испытаний в 1956 году был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в период с 1955 по 1958 года. Ленинградские кораблестроители завода имени А. А. Жданова сдали флоту 13 из них. В Николаеве на заводе имени 61 коммунара было построено 10 таких кораблей. В Комсомольске-на-Амуре со стапелей завода имени Ленинского комсомола сошло 8 эсминцев проекта 56. На этом их строительство было прекращено.

Эскадренные миноносцы проекта 56 стали последними торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим появлением примерно на десять лет. Хотя в этот период торпедно-артиллерийские эсминцы строились и в США (1955—1958 гг.), и во Франции (1955—1958 гг.), и в Голландии (1954—1958 гг.). Более решительными оказались англичане, прекратившие строительство классических эсминцев несколько раньше остальных.

К усилению противолодочного вооружения эсминцев проектов 56 по 56-пло приступили уже в 1958 году. Одиннадцать кораблей этой серии прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500. Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными, так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев в 1969—1971 годах модернизировали по проекту 56-а более кардинально.

В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по проекту 56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном виде. На одном из них позднее оборудовали кормовую взлетно-посадочную площадку, на которой впервые отрабатывались полеты легкого вертолета Ка-15. Один из эсминцев был передан ВМФ Польше и получил там новое название. Других передач за границу эсминцев проекта 56 не производилось. В те же 70-е годы в Китае было развернуто строительство эсминцев типа “Люйда”, практически повторивших проект 56, но вооруженных вместо торпедных аппаратов пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет.

Наши эсминцы типа “Спокойный” около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах, пока не начали выводиться из боевого состава. Завершая обзор послевоенного развития эскадренных миноносцев, хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на ошибки и отдельные неудачи, корабли проектов 41 и 56 явились этапными не только в своем классе, но и в отечественном кораблестроении вообще. Многие крупные технические решения, полученные и отработанные на них, стали базовыми при разработке и создании надводных кораблей основных классов следующих поколений.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 126,1
Ширина, м 12,7
Осадка, м 4,2
Экипаж, чел 284
Водоизмещение стандартное, тонн 2662
Водоизмещение полное, тонн 3230
Скорость максимальная, узлов 38
Скорость оперативно-экономическая, узлов 17,9
Дальность при 38 узлах, миль 685
Дальность при 17,9 узлах, миль 3880
Автономность, суток 10

http://www.rusarmy.com/vmf/em_pr_56.htm
Ответ
#3
Эскадренный миноносец проекта 41 "Неустрашимый"

[Изображение: em_pr_41.jpg]

Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 14 июня 1947 года, и она поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург). Главным конструктором назначили В. А. Никитина — без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего и в последующие годы большой вклад в строительство отечественного надводного флота. Группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.

Эскизное проектирование длилось год, и 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совмина СССР, а 28 августа 1949 года утвержден и технический проект. Одновременно решили: “В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии”.

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском судостроительном заводе № 190 НКСП имени А. А. Жданова (ныне ПО “Северная верфь”). Эсминец получил наименование “Неустрашимый”. В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Спуск на воду был произведен 29 января 1951 года, а через год — 26 января 1952 —эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Если в боевом отношении корабль как бы повторял эсминцы предыдущих типов, то в техническом являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса, но и отечественного надводного кораблестроения вообще.

Согласно проекту, “Неустрашимый” имел стандартное водоизмещение 3010 т, полное—3830 т; главные измерения корпуса: наибольшие длину—133,83 м, ширину—13,57 м и осадку—4,42 м. Корпус впервые был выполнен гладкопалубный, с небольшой седловатостью в средней части. На верхней палубе, кроме одной носовой надстройки, машинно-котельных кожухов и тамбуров, других надстроек либо конструкций (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), и вообще эсминец в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты того времени к надводным боевым кораблям. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, как и при постройке первых сварных кораблей — ЭМ проекта 30-бис.

Непотопляемость на ЭМ проекта 41 была значительно выше, чем на их предшественниках. Выше оказалась и остойчивость, что сделало корабль менее валким. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы, торпедные аппараты, стабилизированный пост наводки орудий защищались броней толщиной от 8 до 20 мм.

Кардинально отличной от предыдущих проектов была главная энергетическая установка. Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, имелись свои главный турбозубчатый агрегат типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных паровых котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 позволяли осуществлять форсированное дутье непосредственно в топку (впервые на наших эсминцах) и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см2. В отличие от менее мощной энергетической установки ЭМ проекта 30-бис, ГЭУ эсминца проекта 41 была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую маневренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенные вес и габариты. Кроме того, на экономическом ходу был, примерно на 20%, снижен расход топлива. Электроэнергетическая система впервые была выполнена на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. В качестве источников электроэнергии на корабле применяли два турбогенератора мощностью по 400 кВт каждый и два дизель-генератора (по 200 кВт), а также стояночный турбогенератор на 100 кВт.

В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две новейшие двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1, каждая из которых оснащалась собственными радиолокационным дальномером и оптическим прицелом. Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не имели. Они заряжались унитарными патронами полуавтоматически и вручную. При полуавтоматическом заряжании скорострельность установок составляла 14 выстрелов в минуту. Предельная дальность стрельбы достигала 153 кабельтовых, потолок — 20 км. В каждом из двух погребов (носовом и кормовом) имелось по 800 патронов и в кранцах первых выстрелов — по 50. Данные для стрельбы поступали от РЛС “Якорь-М” со стабилизированным постом наводки СПН-500 (как и на 100-мм установках крейсеров пр. 68-бис) и дальномеров ЗДМС-4, которые обрабатывались системой ПУС “Зенит-41”. Достигнутая универсальность артиллерии главного калибра (этим качеством предыдущие эсминцы не обладали) считалась большим успехом в свете опыта второй мировой войны.

Зенитная артиллерия включала четыре спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автомат СМ-16 обеспечивал дальность стрельбы по горизонту 10,5 км, по высоте — 6,9 км. Управление огнем осуществлялось либо с местного поста, либо от ПУС МЗА, получавших данные от РЛС “Фут-Б”. Каждая полубатарея из двух автоматов СМ-16 имела свой артпогреб на 4000 патронов. Автоматы 4М-120 управлялись только вручную, обладали дальностью стрельбы по горизонту 4,8 км, по высоте — 3,6 км и скорострельностью каждого ствола 275—300 выстрелов в минуту. Для них имелся один общий погреб на 20000 патронов.

Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами типа ПТА-53-41 с системой ПУТС “Сталинград Т-41”, получавшей данные от РЛС “Заря”. В целом оно было идентичным аналогу, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр. 68-бис. Корабль мог произвести два пяти- или один десятиторпедный залп либо стрелять торпедами в любых других количественных сочетаниях.

На минных рельсах можно было разместить в перегруз 48 мин ЕВ или же 48 контактных минных защитников ГМЗ. В целях ПЛО корабль оснащался шестью бомбометами БМБ-1 (по три на борт), управление которыми (дистанционное или ручное) обеспечивала система ПУСБ “Шар-Б”. В кормовой части также были оборудованы подпалубные бомбосбрасыватели на 9 бомб каждый. Полный запас больших глубинных бомб ББ-1 составлял 105 шт. Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей («Фут-Н»), надводных целей («Риф») и гидроакустическую станцию «Пегас».

Экипаж корабля насчитывал 305 человек и размещался в двух жилых комплексах — носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Впервые для наших кораблей в целях обогрева помещений было применено калориферное отопление, а по существу — кондиционирование.

Проведенные испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя. Из-за узких образований носовых шпангоутов в подводной части и развала их надводную носовую оконечность сильно забрызгивало, что затрудняло использование носовых 130-мм и 45-мм артустановок. На заднем ходу корабль плохо слушался рулей. Недостатком оказалась и довольно сильная вибрация главных механизмов, кормы и подкреплении кормовой башни ГК. Побортное размещение 45-мм автоматов препятствовало их совместному использованию в носовой и кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 не являлись серийной продукцией, а предсерийная РЛС “Фут-Б” также оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии все они были заменены на другие, новые счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ, 25-мм автоматы были сняты, а опытная система “Фут-Б” была заменена на отработанную серийную.

Однако самый большой сюрприз заключался в недоборе скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 уз (фактически получили—33,5 уз) при полной мощности ЭУ 62400 л.с., автономность— 20 суток. Дальность плавания технико-экономическим ходом (14 уз) должна была составить 5500 миль, но на испытаниях с трудом удалось выжать 5210. Анализ причин данных недостатков тогда оказался поверхностным. В приемном акте отметили недостаточную проектную мощность механической установки и ошибки в методике расчета ходкости корабля. В этой связи специалисты определили “Неустрашимый” “избыточно большим”, хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию кораблем (причем эта точка зрения стала господствующей еще задолго до начала испытаний). В результате этого в июне 1951 года постановлением Совмина серия проекта 41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 133,83
Ширина, м 13,57
Осадка, м 4,42
Экипаж, чел 305
Водоизмещение стандартное, тонн 3010
Водоизмещение полное, тонн 3830
Скорость максимальная, узлов 33,5
Дальность при 14 узлах, миль 5210
Автономность, суток 20

http://www.rusarmy.com/vmf/em_pr_41.htm
Ответ
#4
Эскадренный миноносец проекта 30 "Огневой"

[Изображение: em_pr_30.jpg]

Приступая к созданию основного, по тому времени, проекта эсминца проекта 30-бис, советские военно-морские специалисты располагали опытом создания и боевого применения эсминцев проектов 7 и 7У и лидеров ЭМ проектов 1, 20 и 38. Следует отметить, что работа по совершенствованию кораблей класса "эскадренный миноносец" продолжалась и во время войны.

Работа над эсминцем проекта 30-бис первоначально была поручена Центральному конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата судостроительной промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение НК ВМФ и НКСП от 08 октября 1945 года. Однако не прошло и двух месяцев, как письмом НК ВМФ от 28 ноября 1945 года окончательно был утвержден состав вооружения нового эсминца "второй серии" проекта 30-бис и были переназначены исполнители проекта последнего – образовано новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А. Л. Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28 января 1947 года утвердили и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический проект 30-бис.

Проектом 30-бис по сравнению с проектом эскадренного миноносца "Огневой" были внесены некоторые изменения: несколько увеличены главные измерения (длина, ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся полностью сварным, а его конструкция позволяла применять новую, более совершенную технологию. Прочностные характеристики корпусных конструкций отвечали, существовавшим тогда в военном кораблестроении, требованиям.

Согласно техническому проекту, эсминцы 30-бис имели стандартное водоизмещение 2351 т, нормальное 2726 т и полное 3101 т; главные измерения (наибольшие / по КВЛ): длину 120,5/116 м, ширину 12/11 м, осадку среднюю 3,86 м (при нормальном водоизмещении) и 4,25 м - наибольшую. Скорость хода равнялась: полная - 36,6 уз, технико-экономическая -15,7 уз и оперативно-экономическая - 19 уз. Дальность плавания соответственно равнялась 1000, 3660 и 3600 миль.

В состав бортового оружия и вооружения входили 2X2-130/50 мм/кал, палубно-башенные артиллерийские артустановки "Б-2-ЛМ" (с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2X2-85/52 мм/кал, башенные артустановки "92-К" (боекомплект - по 300 снарядов на ствол), а также 7X1-37/63 мм/кал палубных автоматических зенитных установок "70-К". С 1951 года эсминцы проекта 30-бис были взамен последних перевооружены на новые зенитные автоматы того же калибра "В-11". Боезапас включал в себя 1200 снарядов на ствол. Торпедное вооружение состояло из двух палубных наводящихся пятитрубных торпедных аппаратов калибра 53 см типа ША-53-З0-бис" (боекомплект - 10 торпед) и системы ПУТС "Мина-30-бис". Противолодочное вооружение было предоставлено двумя бомбометами типа "БМБ-1" или "БМБ-2", а также двумя кормовыми бомбосбрасывателями с боекомплектом больших глубинных и малых глубинных бомб - соответственно 22 и 52 шт. В перегруз эсминцы могли брать и мины заграждения: 52 шт. типа "КБ" ("КБ-КРАБ") или 60 шт. типа "М-26". Как и на ЭМ проекта 30-к, предусматривалось радиотехническое вооружение: РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М" (на проекте 30-к - "Гюйс-1Б"), РЛС обнаружения надводных целей "Риф-1", артиллерийские РЛС "Редан" (для главного калибра) и "Вымпел-2" (для зенитного калибра). В качестве навигационной РЛС применили станцию "Рым-1". Необходимо отметить, что в целом артиллерийские (АУ "Б-2-ЛМ", АУ "70-К") и противолодочные средства ЭМ проекта 30-бис к моменту вступления этих кораблей в строй уже морально и технически начали устаревать и не совсем соответствовали предъявлявшимся к ним тогда требованиям. Но за счет установки новых радиолокационных средств обнаружения и стрельбовых станций боевые возможности этих кораблей были повышены. Сравнительно новой была и ГАС "Тамир-5Н". Экипаж эсминцев состоял из 286 человек, включая и офицеров.

Создание эсминцев по проекту 30-бис для советского кораблестроения стало неординарным явлением, ранее не встречавшимся. Во-первых, за всю историю отечественного флота и кораблестроения предполагалась постройка самой большой по численности единиц в серии крупных надводных кораблей (всего ЭМ проекта 30-бис было построено и введено в состав ВМФ 68 единиц). Во-вторых, при постройке проекта 30-бис, наши кораблестроители впервые установили поистине рекорд быстроты создания корабля класса "эскадренный миноносец" - уже на шестом корабле серии ЭМ проекта 30-бис продолжительность постройки по сравнению с головным кораблем была сокращена в 2 раза! А трудоемкость постройки последних кораблей серии снижена на 40%! Для постройки одного из этих эсминцев потребовалось чуть более одного года! В-третьих, строительство эсминцев проекта 30-бис осуществлялось весьма интенсивно: вся серия ЭМ, начатая с 1948 года, была завершена постройкой в 1953 году. При этом нужно учитывать, что впервые строились "полностью сварные" корабли и при этом применялись новые технологические методы строительства.

Основными технологическими процессами, характеризовавшимися своими особенностями при постройке ЭМ проекта 30-бис, стали пазовые работы, обработка металла корпуса, а также сборка и сварка корпуса корабля на стапеле и достроечные работы. Так, например, при постройке технологически корпус "разбивался" на 101 секцию; сборка и сварка секций выполнялись в сборочном (корпусном) цеху в специальных "постелях", после чего секции транспортировали в стапельный цех, где производили монтажную сборку и сварку корпуса по заданной технологии. Если же охарактеризовать объем сварочных работ по корпусу эсминца проекта 30-бис, то необходимо указать, что только "протяженность" сварных швов на таком объекте составляла примерно 16000м. Для сварочных работ на одном таком корабле требовалось примерно 17т сварочных электродов, а расход электроэнергии на сварку при этом составлял около 150 тыс. кВт-ч.

Состав и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных механизмов были примерно такими же, как и на ЭМ проектов 30-к и 30. Расположение котельных и машинных отделений также эшелонное: два носовых котельных - одно машинное (носовое) отделение; два кормовых котельных - одно (кормовое) машинное отделение. Главные паровые котлы типа КВ-30, установленные на этих ЭМ, относились к типу водотрубных четырехколлекторных котлов. Они имели радиационно-конвективную поверхность нагрева и воздухоподогреватели с вентиляторным дутьем воздуха в котельное отделение.Параметры пара за пароперегревателями котлов КВ-30 были следующие: на оперативно-экономическом ходу 2,8 МПа и 325°С, соответственно на технико-экономическом ходу – давление 2,8 МПа, температура 310°С.

В качестве главных турбозубчатых агрегатов на эсминцах проекта 30-бис, как и на ЭМ проекта 30-к, применялись ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали мощность на переднем ходу до 60 000 л. с. (двигательная мощность полного переднего хода составляла 30 тыс. л. с. на каждый такой агрегат) и на заднем ходу - 15 тыс. л. с. Для передачи на гребные винты крутящего момента предусматривалось наличие двух гребных валопроводов.

О том, насколько удачными оказались эсминцы проекта 30-бис, можно судить по результатам их испытаний - головного в серии корабля - ЭМ "Смелый", а также ЭМ другого завода "Отчетливый". "Смелый" испытывался на Балтике, в Гданьском заливе в районе Балтийска - военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота. Заложенный на заводе № 190 НЕСИ 16 мая 1948 года и спущенный на воду 29 сентября 1948 году, на государственные испытания этот корабль был предъявлен заводом-строителем 03 ноября 1949 года. В целом государственные и заводские испытания "Смелого" прошли успешно и подтвердили заложенные в его проект параметры. Однако выявились при этом и некоторые существенные недостатки, главным образом наложившие ограничения на использование корабельного оружия в условиях сильного волнения и на больших скоростях хода.

Выяснилось, что, несмотря на то, что для обеспечения лучшей всхожести корабля на волну и незаливаемости на "Смелом" (по сравнению с эсминцами проектов 7, 7У и 30) была увеличена высота палубы, выполнена седловатость полубака в верхней палубы в кормовой оконечности, а также установлен на полубаке волнолом, мореходность оказалась недостаточной На больших скоростях хода против волны (начиная с состояния моря в 4 балла) отмечалось сильное забрызгивание носовой группы автоматов, что делало невозможным использование носового зенитного автомата № 1, а также осложняло работу личного состава на автоматах № 2 и 3.

При ходе корабля на острых курсовых углах против 5-балльной встречной волны и скорости хода свыше 18 уз стрельба из носовой башни главного калибра оказалась невозможной из-за попаданий воды в стволы орудий. Кроме того, конструкция артиллерийских башенных установок "Б-2-ЛМ" и "92-к" (соответственно 130- и 85-мм калибра) при забрызгивании не обеспечивала их водонепроницаемости на ходу корабля против волны при 4-5-балльном волнении моря, а это снижало боевые возможности эсминца.

Из-за заливаемости котельных турбовентиляторов на таком волнении "Смелый" не мог развить скорость более 28 уз, хотя на мерной миле против небольшой волны его скорость достигала величины более 35 уз! Также было отмечено, что при водоизмещении эсминца, меньшем, нежели "водоизмещение нормальное", корабль становился валким, то есть недостаточно остойчивым. Кроме того, на полном ходу диаметр циркуляции достигал очень большого значения - 8,5 длины корпуса корабля, что превышало требуемую характеристику.

Большинство указанных здесь замечаний и недостатков было подтверждено и в ходе расширенных мореходных испытаний другого эскадренного миноносца проекта 30-бис - "Отчетливый", проводившихся осенью 1951 года в Баренцевом море. Правда, на его корпус, в отличие от "Смелого", были приварены два боковых киля общей площадью 28 м2, как теперь говорят - "стабилизаторы качки пассивного типа".

Строительство эсминцев проекта 30-к осуществлялось на четырех судостроительных заводах страны - в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на заводе №190 НКСП (позднее имени А. А. Жданова, в настоящее время ПО "Северная верфь"), в Молотовске (ныне г. Северодвинск) на заводе № 402 (в наши дни носит название ПО "Северное машиностроительное предприятие"), в Комсомольске-на-Амуре - завод №202 (сейчас,; носит название имени Ленинского Комсомола) и в Николаеве на заводе №200 - ныне ПО "Судостроительный завод имени 61-го коммунара".

В 1947 году флот получил первые два эсминца проекта 30-к - "Внушительный" (головной, строился заводом № 202) и "Осмотрительный" (построен на заводе № 402). В 1948 году в строй вступило уже 5 кораблей этого проекта: в Комсомольске-на-Амуре - "Властный" и "Выносливый"; в Молотовске - "Охотный" (позднее переименованный в "Сталин"); в Ленинграде - "Отличный" и в Николаеве - "Озорной". Последние 3 корабля вошли в состав ВМФ в 1949 году - "Образцовый", "Отважный" и "Одаренный" - были построены также ленинградцами. После сдачи эсминцев проекта 30 первой серии (то есть проекта 30-к) эти заводы приступили к массовому строительству сварных проекта 30-бис. Их постройка осуществлялась в 1948-1953 годах.

После завершения строительства ЭМ проекта 30-бис часть кораблей прошла модернизацию, в ходе которой ряд отдельных образцов боевых и технических средств был заменен на боее современные, либо вообще был убран с корабля. Основными направлениями модернизационных работ, выполнявшихся на 30-бис, входивших на то время в состав нашего флота, были усиление радиотехнического вооружения, боевых средств кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО, а также улучшение условий обитаемости личного состава эсминцев. Когда же стоял вопрос о передаче советских кораблей на флоты социалистических государств - членов Варшавского Договора, каких-либо существенных изменений в проекты передаваемых кораблей, а значит, и последующих доводок не вносилось. Так, в 1965 году ЭМ проекта 30 "Огневой" был передан ВМФ Народной Республики Болгарии, после чего получил новое название - "Георгий Димитров". Эсминцы проекта 30-бис "Скорый" и "Сметливый" после вывода их из состава Балтийского флота в 1957-1958 годах были переданы военно-морскому флоту Польской Народной Республики.

Эскадренные миноносцы завершают свой почти сорокалетний путь. Большинство их уже списаны из состава нашего ВМФ, а те, что остались еще в строю, как правило, используются в учебных целях, в частности при отработке задач борьбы за живучесть личным составом соединений надводных кораблей. Но, обращая взгляд в прошлое советского ВМФ, думается, нельзя забывать такие объективные факты, как то, что эти корабли были просты и надёжны в эксплуатации и именно этим эсминцам довелось начинать освоение Мирового океана, где впоследствии они передали решение задач боевой службы более современным своим собратьям - эскадренным миноносцам проекта 56, большим ракетным кораблям проекта 57-бис, ракетным крейсерам проекта 58, а также противолодочным кораблям проекта 61.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 120,5
Ширина, м 12
Осадка при стандартном водоизмещении, м 3,86
Осадка при полном водоизмещении, м 4,25
Экипаж, чел 286
Водоизмещение стандартное, тонн 2351
Водоизмещение полное, тонн 3101
Скорость максимальная, узлов 36,6
Скорость оперативно-экономическая, узлов 19
Дальность при 19 узлах, миль 3600
Дальность при 36,6 узлах, миль 1000
Автономность, суток

http://www.rusarmy.com/vmf/em_pr_30.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)