Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ракетные крейсера
#1
Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 "Киров"

[Изображение: rkr_pr_1144.jpg]
 
В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Эти события послужили толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники так же оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.

Основой исследований, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ВПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль - это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.

Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер.

В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование "Киров (Адмирал Ушаков)". Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в конце 1977 г. и еще два с лишним года достраивался на плаву. В 1980 г. он прошел испытания и вошел в состав Северного флота. В 1984 году появился второй корабль этого типа - "Фрунзе (Адмирал Лазарев)", в 1988 году третий - "Калинин (Адмирал Нахимов)" и "Юрий Андропов (Пётр Великий)" в 1998 году - Флагман ВМФ России.

Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют: американские - типа "Вирджиния" по водоизмещению (11 300 тонн) в 2,5. А "Лонг Бич" (17500 тонн) в 1,5 раза меньше. На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. Крейсер развивает полную скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре "Октябрьская революция". Главное калибр - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит". Ракеты при полной автономности в полете имеют многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, размещены в индивидуальных подпалубных пусковых установках.

Зенитное ракетное оружие на крейсерах "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев" такое же, как и на крейсере "Слава". На крейсере "Адмирал Нахимов" установлены более современные ЗРК.

Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля, на них вместо двух "соток" стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. На ТАРК "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев", как и на крейсере "Слава", в качестве средств ближней самообороны служат восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере "Адмирал Нахимов" вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны. Каждый из них включает РЛС обнаружения целей и три боевых модуля. В модуле на общей платформе смонтированы две 30-мм шестиствольные пушки, восемь контейнерных пусковых ЗУР и РЛС управления огнем.

Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").

На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов установлен новый универсальный ракето-торпедный комплекс. Его однотрубные пусковые установки (по пять на борту) используются как для стрельбы ракето-торпедами, так и обычными торпедами.

Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 "Удав"), основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс РБУ противоторпедной защиты. На корабле базируются три вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 и Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для этого предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлетно-посадочная площадка.

Радиоэлектронное вооружение включает специализированные ЭВМ, автоматизированные системы управления оружием и техническими средствами, радиолокационные станции различного назначения, комплексы связи и т. д.

Экипаж составляют 655 человек (105 офицеров, 130 мичманов и 400 матросов).

Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы. Без сомнения, в настоящее время, Тяжёлые Атомные Ракетные Крейсера этого типа лучшие в мире.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 251
Ширина, м 29
Осадка, м 10
Экипаж, чел 655
Водоизмещение, тонн 26000
Скорость при работе АЭУ, узлов 30
Скорость при работе паровых котлов, узлов 14
Количество вертолётов, шт 2
Автономность, суток 60

http://www.rusarmy.com/vmf/rkr_pr_1144.htm
Ответ
#2
Ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант"

[Изображение: rkr_pr_1164.jpg]

20 апреля 1972 года была начать разработку ТТЗ на ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант". Основными задачами корабля, сформулированными в ТП, являлись придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов и уничтожение надводных кораблей противника, в том числе и авианосцев.

Главным конструктором проекта был назначен директор СПКБ А. К. Перьков. Однако исполнение этой должности являлось чисто номинальной его обязанностью. До этого он не спроектировал ни одного корабля в качестве главного конструктора. Таким образом, работы по проектированию "Атланта" легли на плечи заместителя главного конструктора В. И. Мутихина, ставшего главным конструктором РКР проекта 1164. ВМФ назначил своим главным наблюдателем за проектом старшего научного сотрудника ЦНИИ ВК капитана 2 ранга. А. Н. Блинова.

Разработка эскизного проекта заняла всего несколько месяцев - он был утвержден 13 апреля 1973 года. За основу чертежа приняли проект 1134Б. Но сходство проектов 1134Б и 1164 не имело место, почти всё в проекте 1164 было новым или другим. Новое оружие: ПКРК, главный ЗРК, артиллерия потребовали кардинального новой схемы общего расположения, причем не только в "надстроечной" части, но и в корпусной. Эта задача оказалась очень сложной. Окончательно зафиксировать облик корабля удалось только в техническом проекте, разработки которого заняла больше года и завершилась 21 августа 1974г. Однако постройка головного корабля отодвинулась больше чем на два года. В принципе, начав выпуск рабочих чертежей, можно было заложить корабль уже в декабре того же 1974г., поскольку стапель на Николаевском заводе им. 61 Коммунара, где решено было строить, освобождался после спуска "Петропавловска", 5 корабля проекта 1134Б. Однако проект корабля значительно опередил его оружие. Поставки "Базальта", ЗРК С-ЗООФ и АУ АК-130 даже не намечались.

Закладка головного ракетного крейсера, получившего очень удачное и ко многому обязывающее имя "Слава", состоялась 4 октября 1976 года. Название "Слава", "освободившееся" после сдачи на слом крейсера проекта 26. В Русском флоте носили еще четыре боевых корабля, самым знаменитым из которых был, конечно, линкор постройки 1905 г. - герой Первой мировой воины.

Головной корабль строили больше шести лет, спустили на воду 27 июля 1979 года, а сдали, 28 декабря 1982. Главные оружием, ради которого он создавался, является противокорабельный ракетный комплекс П-500 "Базальт" (обозначение NATO - SS-N-12). В техническом проекте удалось увеличить количество ПУ с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно - и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет. Для загоризонтного целеуказания от системы морской космической разведки целей и от авиационных средств была установлена система "Корвет" с двумя антенными постами в радиопрозрачных колпаках. Телеуправление ракетами в полете и получение от них обратной информации о цели осуществлялась системой "Аргон" с антенным постом на фок-мачте.

Принципиально новым и не менее важным, чем ударное, оружием крейсера проекта 1164 явился ЗРК коллективной ПВО С-З00Ф. Этот комплекс предназначался для отражения атак групповых, в том числе и сверхзвуковых воздушных целей в большом диапазоне высот, включая малые - 25-30 м. Однако разработчики уже тогда понимали, что перспективное авиационное оружие позволит самолетам не входить в зону ПВО, а применять его до встречи с ЗУР. Поэтому, в качестве основных задач нового ЗРК, приоритетными назначались поражение самолетов РТР и РЭБ или хотя бы удаление рубежей работы их разведывательно-помеховых систем от обороняемого соединения, а также перехват ПКР и управляемых авиабомб. Кроме указанных осталась и задача поражения морских целей, решать которую позволяло наличие на ракете довольно мощной осколочно-фугасной БЧ весом 130 кг.

В ЗРК С-ЗООФ впервые реализовывался вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), размещаемых, в свою очередь, в барабанах ПУ Б-204 револьверного типа. Принципиально новой явилась и помехозащищённая многоканальная система управления "Форт", название которой уже после принятия комплекса на вооружение распространили на весь ЗРК, известный ещё и под названием "Риф".

Система управления "Форт" позволяет одновременно сопровождать 12 и обстреливать 6 целей. Основу СУ составляла многофункциональная РЛС подсвета целей и наведения 3УP, кроме этого она могла работать и в поисковом режиме.

От проекта 1134Б 1164-ому достались в наследство еще два ЗРК самообороны "Оса-М". Этот комплекс, разработанный параллельно с самоходным ЗРК сухопутных войск и принятый на вооружение еще в 1972 году, хорошо зарекомендовал себя и был освоен на флотах.

Несмотря на солидное зенитно-ракетное вооружение крейсера проекта 1164, этого, казалось, было мало. На крейсера проекта 1164 были поставлены артиллерийские установки AK-130, второй артиллерийский калибр на корабле был представлен ставшим стандартным 30-мм МЗАК АК-630/МР-123. На крейсере удалось разместить три батареи, по два автомата с одной СУ "Вымпел" (МР-123) в каждой.

Радиосвязное вооружение представлено комплексами космической радиосвязи "Тайфун-2" и "Цунами-БМ". Управление боевыми подсистемами корабля "возглавляла" боевая информационно-управляющая система третьего поколения "Лесоруб-1164", разработанная НПО "Марс". БИУС создавалась на новой элементной базе, с повышенной автоматизацией и быстродействием, а следовательно - с повышенной обоснованностью и оперативностью принимаемых решений.

Наиболее консервативным, и это естественно, осталось противолодочное оружие крейсера: две традиционные 12-ствольные РБУ-6000 и два пятитрубных аппарата ПТА-53-1134. Принятые по проекту 1134, они размещались под протяженной палубой полубака, т.е. в закрытом помещении, и стреляли через открывающиеся лаппорты. Оружие ПЛО являлось оборонительным, поэтому совершенно необъяснимым явилось указание о размещении на корабле ГАК "Платина" не только с подкильной, но и с буксируемой антенной.

В качестве авиационного вооружении на РКР проекта 1164 принимался уже устаревший вертолет разведки и целеуказания Ка-25Ц с перспективой замены на Ка-252РЦ (будущее поколение Ка-27 и его модификаций). Однако ОКБ им. Н. И. Камова до развала СССР такой вариант машины так и не создало, как, впрочем, и некоторые другие обещанные, хотя по плану это должно было состояться еще в 1983 г.

Экипаж крейсера проекта 1164 состоит из 66 офицеров, 64 мичманов и 355 матросов. Автономность достигала 30 суток.

Как уже упоминалось, головной корабль строили больше шести лет, спустили на воду 27 июля 1979 года, а сдали, 28 декабря 1982. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название "Адмирал флота Лобов", третьему, заложенному в 1979, было предусмотрено имя "Комсомолец" - взамен выведенного из состава флота крейсера проекта 68К. Однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: "Лобов" стал "Маршалом Устиновым", "Комсомолец" - "Червоной Украиной", а название "Адмирал флота Лобов" получил на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. Правда, в 1989 был заложен ещё один крейсер этого проекта, который должен был получить имя "Россия", но из-за недостатка средств его строительство было прекращено. В мае 1995 года головной крейсер "Слава" переименовали в "Москву".

После развала Советского Союза в строю на сегодняшний день осталось 3-и крейсера из заложенных 5-и кораблей. Это крейсера "Слава (Москва)", "Маршал Устинов" и "Червона Украина". Последний впоследствии был переименован в "Варяг", причём одноимённый авианесущий крейсер проекта 1143.5 ещё не принадлежал Таиланду. "Адмирал флота Лобов" был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Ведь совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. По состоянию на июль 2002 года "Лобов" находится в городе Николаеве на ССЗ им. 61 коммунара. Дальнейшая его судьба неопределенна.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 186
Ширина, м 20,8
Осадка, м 8,4
Экипаж, чел 475
Водоизмещение нормальное, тонн 9300
Водоизмещение полное, тонн 11300
Максимальная скорость, узлов 32
Дальность плавания при 18 узлах, миль 7500
Количество вертолётов, шт 1
Автономность, суток 30

http://www.rusarmy.com/vmf/rkr_pr_1164.htm
Ответ
#3
Ракетный крейсер проекта 58 "Грозный"

[Изображение: rkr_pr_58.jpg]

25 августа 1956 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР началась разработка проекта эскадренного миноносца с противокорабельными крылатыми ракетами нового поколения. А 6 декабря того же года, главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца. Несколько раньше заместитель главкома ВМФ утвердил ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия М-1 "Волна" и ударного реактивного оружия П-35. Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения.

Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный проект 58 разработали в середине 1957 года, а в сентябре Управление Кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте 1958.

Головной эскадренный миноносец, получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова 23 февраля 1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта 1961, а в июне 1962 его предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки определилась окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением". Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга.

Первоначально основным назначением корабля проекта 58 считалось уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия. Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника.

За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж эсминца проекта 56. При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех смежных отсеков.

В качестве энергетической установки в проекте 58 выбрали агрегаты ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих большей мощностью 45 000 л. с., меньшей удельной массой и большим КПД при одинаковых габаритах. В процессе создания установки выяснилось, что мощность можно будет довести до 50000 л. с. на один вал.

Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35, разработанный на базе комплекса П-5, которым вооружались подводные лодки проектов 644 и 665. Комплекс П-35 отличался от предыдущего значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44, имевшей обычное и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских, так и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой системой управления и обладал значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабля входили 2 пакетные счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет, система управления 4Р-44 "Бином" и другие обслуживающие устройства. Система управления "Бином" обеспечивала пуск ракет из ПУ, телеуправление ими радиокомандами на маршевом участке траектории, визирование цели через ракеты и командный захват цели головкой самонаведения.

Зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна" проходил всесторонние корабельные испытания па переоборудованном эсминце проекта 56К. Поэтому в распоряжении конструкторов уже имелись некоторые практические результаты.

Па корабле была установлена 76-мм двухорудийную автоматическую башенную артустановку АК-726. Две башни в кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС управления огнем МР-105 "Турель" превращала две двухорудийные башни как 6ы в одну четырехорудийную. Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов.

Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и торпедами 53-57. На корабле проекта 58 впервые устанавливалась реактивная бомбометная система РБУ-6000 с новыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Боезапас, состоящий из 96 РГБ, принимался из расчета четырех полных залпов. Комплекс РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как комплекс противоторпедной защиты.

Вертолёт на корабле появился только в техническом проекте, для чего пришлось удлинить кормовую оконечность корабля с целью обеспечения возможности приема на взлетно-посадочную площадку и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля полноценное базирование вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на кораблях проекта 58 удалось разместить лишь ВПП со светотехническим оборудованием, стартово-командный пост и небольшой запас авиационного керосина около 5 тонн. Базирование вертолёта можно считать чисто символическим.

Радиотехническое вооружение корабля первоначально состояло из двух двухкоординатных РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара". Задачи обнаружения надводных целей и навигации первоначально решались одной РЛС "Дон". Для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания торпедному и реактивно-бомбометному оружию имелась ГАС кругового и шагового поиска ГС-572 "Геркулес-2М" с выдвижной подкильной антенной.

Предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и 283 матроса.

Испытания головного корабля представляли особый интерес. Проводились они в Белом море с 6 июля по 29 октября 1962 года.

В ходе проработки различных вариантов программы военного кораблестроения количество новых ракетных крейсеров колебалось. По максимуму предполагалось построить таких кораблей не менее 16. Однако фактически было построено четыре корабля на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова, это "Грозный", "Адмирал Фокин", "Адмирал Головко" и "Варяг".

Крейсера проекта 58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. К началу 90-х годов эти крейсера уже перешагнули свой предельный возраст. В 1990 году из состава КТОФ первым был выведен "Варяг", в 1991 был списан "Грозный", в 1993 крейсер "Адмирал Фокин". В настоящее время в строю Черноморского флота еще остается "Адмирал Головко", но и он подлежит списанию из-за моральной устарелости.

Ракетные крейсера проекта 58 оставили заметный след в истории отечественного кораблестроения и флота. Принято считать их первыми и мире ракетными крейсерами, не имевшими зарубежных аналогов. Отечественным ученым и конструкторам удалось впервые на практике успешно решить задачу создания мощного компактного корабля с ракетными комплексами различного назначения, с высокой насыщенностью новым, по тем временам, радиоэлектронным вооружением и отвечавшим, как тогда представлялось, требованиям ведения войны на море. Ракетные крейсера проекта 58 стали первыми отечественными надводными кораблями с ядерным оружием.


Тактико-технические характеристики

Длина, м 142,7
Ширина по ватерлинии, м 15,2
Осадка, м 4,7
Экипаж, чел 304
Водоизмещение нормальное, тонн 4790
Водоизмещение полное, тонн 5315
Максимальная скорость, узлов 34
Дальность плавания при 14,5 / 34 узлах, миль 6000/1500
Количество вертолётов, шт 1
Автономность, суток

http://www.rusarmy.com/vmf/rkr_pr_58.htm
Ответ
#4
"Пётр Великий", тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2

[Изображение: 054057051057056053.jpg]
Тяжелый атомный ракетный крейсер для решения широкого круга задач по борьбе с надводными, подводными и воздушными целями противника при ведении автономных боевых действий и в составе корабельного соединения в удаленных районах морей и океанов


История создания

Разработка и строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР) в СССР стало следствием объективной необходимости флота иметь океанский надводный корабль для действий в удаленных районах мирового океана в составе корабельной группировки и автономно, способного вести борьбу с подводными, надводными и воздушными целями противника. Своеобразным Еще одной причиной его создания явилось принятие на вооружение ВМС США в 1961 г. первого атомного крейсера управляемого ракетного оружия (УРО) «Лонг Бич».

В 1964 г. было начато проектирование противолодочного надводного корабля с ядерной энергетической установкой. Но в конце 60 гг. атомные подводные лодки США с межконтинентальными баллистическими ракетами получили возможность выхода в океан и стали практически неуязвимы. В ответ на это в СССР создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника, которые потребовали более надежной противолодочной обороны. Это стало причиной создания разработки, в отличие от проектируемого, более крупного многоцелевого крейсера проекта 1144 «Орлан». Главным конструктором проекта был назначен Б.И. Купенский, а главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля от ВМФ - капитан 2 ранга А. Савин.

ТАРКР пр.1144.2 «Юрий Андропов», с 22.04.1992 г. «Петр Великий», был разработан и построен на Балтийском судостроительном заводе (г. Ленинград). Заложен 25.04.1986 г. и спущен на воду 25.04.1989 г, в ноябре 1996 г. пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний корабля на месте постоянной дислокации и последующего вводом в боевой состав Северного флота России. В апреле 1998 г. был подписан акт о его приеме и 18.04. того же года на нем был поднят Андреевский флаг.


Назначение

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр.1144.2 «Петр Великий» предназначен для действий в удаленных районах морей и океанов в составе корабельного соединения и борьбы с надводными, подводными и воздушными целями противника. Предполагалось, что созданный как средство ядерного сдерживания, он будет входить в авианосную ударную группу, в составе тяжелого авианесущего крейсера типа «Адмирал Кузнецов», ракетного крейсера типа «Слава», большого противолодочного корабля типа «Удалой», десантных кораблей типа «Иван Рогов» и транспортов обеспечения типа «Березина» или «Б.Чиликин».


Особенности

Проект атомного ракетного крейсера 1144 «Орлан» предполагал строительство серии из пяти кораблей, из которых было построено четыре – «Адмирал Ушаков» («Киров»), «Адмирал Лазарев» («Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» («Калинин») и «Петр Великий» («Юрий Андропов»). В отличие от своих предшественников ТАРКР «Петр Великий» имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. На корабле вместо зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Оса-М» установлен ЗРК «Кинжал», один из двух ЗРК «С-300Ф» заменен более совершенным «С-300ФМ», вместо зенитного артиллерийского АК-630 установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик». Является самым тяжелым в мире неавианесущим кораблем и не имеет аналогов за рубежом (американские крейсера с ядерной силовой установкой типа «Вирджиния» и «Лонг Бич» по водоизмещению в 2,5 и 1,5 раза меньше соответственно).


По архитектуре ТАРК «Петр Великий» представляет собой полубачный корабль с продленным до кормы полубаком, с двухостровной надстройкой и двумя мачтами. Для экипажа корабль имеет 1600 помещений, в т.ч. 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухуровневый медицинский блок (лазаретф-изоляторы, аптека, рентгеновский и зубоврачебный кабинеты, амбулатория, операционная), спортзал с тренажерами, три кают-компани для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, корабельная телестудия.

Главная энергетическая установка корабля атомная с двумя ядерными реакторами на быстрых нейтронах общей мощностью 600МВт и двумя главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 70000 л.с. каждый. В резервном варианте ГТЗА могут получать пар от двух паровых котлов на органическом топливе, работающих в автоматизированном режиме. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и скорость корабля. Два вала передают вращение на 2 пятилопастных винта. Технический комплекс ядерной энергетической установки, кроме реактора, включает набор технологического оборудования (насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др.).

Защита корабля предусматривает реализацию мер по снижению его радиолокационной заметности. Кроме того, мерами конструкционной локальной защиты усилена защита погребов для хранения противокорабельных и зенитных ракет.


Вооружение

Ударное ракетное оружие – противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Гранит» (SS-N-19, Shipwreck), 20 наклонных пусковых установки под верхней палубой со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-700 (3М-45, дальнейшее развитие ПКР «Базальт»). Комплекс предназначен для борьбы с авианосными группами противника и поражения его береговых целей. При стартовой массе 7 т. ПКР на скорости 2,5 М может доставить обычную фугасную (750 кг) или ядерную (мощностью до 500 кт) боевую часть на дальность до 600 км. Ракеты не требует контроля после пуска, имеют сложную программу полета и повышенную помехозащищенность. Одна из ракет осуществляет полет по высокой траектории и выполняет роль «наводчика», обмениваясь информацией о цели с другими ПКР, летящими на низких траекториях. При ее поражении роль «наводчика» автоматически переходит другой ракете.


Зенитное ракетно-артиллерийское оружие – зенитный ракетный комплекс (ЗРК) коллективной обороны (С-300Ф «Форт», 6 вертикальных ПУ, 48 ракет и С-300ФМ «Форт-М», 6 вертикальных ПУ, 48 ракет), ЗРК самообороны «Кинжал» (8 ПУ, 64 ракеты) и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» (6 боевых модулей, 192 ракеты и 36000 30-мм выстрелов).

Артиллерийское – башенная универсальная спаренная 130-мм артиллерийская установка АК-130 с боезапасом 600 выстрелов (скорострельность 20-80 выстрелов в минуту, дальность 25 км, начальная скорость снаряда 850 м/с, масса осколочно-фугасного снаряда 27 кг), расположена в кормовой части корабля; 6 30-мм артиллерийских установки в составе ЗРАК «Кортик» (боезапас 36000 30-мм выстрелов).


Противолодочное и противоторпедное вооружение включает противолодочный ракетный комплекс «Водопад-НК» (универсальных ракетно-торпедных пусковых установок с ракетами), ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» с боезапасом 40 реактивных глубинных бомб, а также три противолодочных вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РЦ.

Радиоэлектронное вооружение и системы включает: боевую управляющую информационную систему (БИУС) типа «Трон», радиолокационные станции разведки (РЛС типа «Восход», «Фрегат-М2», «Подкат»), гидроакустическую станцию «Полином», средства связи, общекорабельные средства противодействия (комплекс выстреливаемых помех с двумя спаренными 150-мм ПУ ПК-14, ложные цели и буксируемую ложную торпедную цель).


Состояние

ТАРКР «Петр Великий» - последний вы серии атомных ракетных крейсеров находится в боевом составе Северного флота. В 1999 г. участвовал в сборе-походе 30 боевых кораблей. В августе 2001 г. принял участие в крупных тактических учениях трех флотов, в 2002 г. в качестве флагмана СФ возглавил недельный сбор-поход сил флота в акватории Баренцева моря, в июне 2003 г. - совместные учения Северного и Балтийских флотов.

ТАРКР «Адмирал Ушаков» («Киров») - заложен 27.03.1974 г., спущен на воду 27.12.1977 г., вступил в строй 30.12.1980 г. Переименован («Адмирал Ушаков») 22.04.1992 г. Находился в боевом составе Северного флота. Первый длительный поход в Средиземное море, где нес боевую службу, совершил в 1984 г. Дважды выходил для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам. Во втором дальнем походе (1.12.89 г.-17.02.90 г.) на корабле вышел из строя носовой реактор, после чего был переведен в резерв и 19 09.1999 г поставлен в док ремзавода для утилизации.


ТАРКР «Адмирал Лазарев» («Фрунзе») - заложен 27.07.1978 г., спущен на воду 26.05.1981 г., вступил в строй 31.10.1984 г. Переименован («Адмирал Лазарев») 22.04.1992 г., находясь в боевом составе Тихоокеанского флота. До июля 1999 г. был небоеспособен, выведен из боевого состава флота в состояние длительной консервации (бухта Абрек). С июня 2000 г. планировалось начало ремонта крейсера на региональных судоремонтных предприятиях.

ТАРКР «Адмирал Нахимов» («Калинин») - заложен 17.05.1983 г., спущен на воду 25.04.1986 г., вступил в строй 30.12.1988 г. Переименован («Адмирал Нахимов») 22.04.1992 г. в боевом составе Северного флота. 14.08.1999 г. поставлен на ремонт и модернизацию. Последнее плавание до ремонта совершил в июле 1997 г. В феврале 2003 г. начаты работы по выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов и их перезарядке.


Основной разработчик "Балтийский судостроительный завод,"
Основной производитель "Балтийский судостроительный завод"
Водоизмещение, т: 24300 (стандартное), 24500 (полное), 26190 (максимальное)
Скорость полного хода, уз. 31 (17 на вспомогательных котлах)
Дальность плавания максимальная, мили 1000 (на вспомогательных котлах), неограничена (на ЯЭУ)
Автономность, сут. 60
Вооружение:
ракетное 20 ПУ ПКР
артиллерийско-стрелковое 1х2 130-мм AK-130-MР-184 (620)
радиотехническое БИУС "Трон"; РЛС "Восход", "Фрегат-М2", "Подкат"; ГАС "Полином; РЭБ "Кантата-М", ПК-2
Энергетическая установка ядерный реактор 2хКН-3 600МВт; вспомогательная установка 2х70 000 л.с.
Главные размерения, м 251х28,5х10,3
Источники электроэнергии .
Мощность, кВт .

http://www.arms-expo.ru/site.xp/04905005...57049.html
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)