Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Самолёты ОКБ Мясищева
#1
Стратегический бомбардировщик М-4

[Изображение: m-4.jpg]

Первым серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия среди реактивных самолетов стал советский тяжелый бомбардировщик М-4 конструкции В. М. Мясищева, опередивший B-52, несмотря на то, что американцы приступили к созданию своей машины намного раньше. В. Мясищев, будучи профессором в Московском авиационном институте, подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс. км. И.В. Сталин принял решение поручить В. Мясищеву разработку самолета, но ограничил эти работы очень жесткими сроками. 24 марта 1951 года постановлением Совета Министров СССР вновь воссоздается ОКБ-23, закрытое ранее, главным конструктором которого назначают В. Мясищева. Ему и поручается создание нового бомбардировщика. В июне главком ВВС утвердил тактико-технические требования, которые определяли следующие основные характеристики самолета "М": максимальная дальность полета с бомбовой нагрузкой в 5 т должна составлять не менее 11-12 тыс. км, а скорость на высоте 9000 м — 900 км/ч. В короткий срок был подготовлен и утвержден эскизный проект. Параллельно с ним прорабатывалась технология производства, ведь до этого самолеты таких габаритов и веса в Советском Союзе не создавались.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. В период проектирования в аэродинамической трубе ЦАГИ было продуто большое число моделей. В результате удалось создать относительно легкое крыло большого удлинения кессонной конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его корневой части крыла разместили два двигателя, каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное влияние при работе на различных режимах. Сопла двигателей были развернуты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что было необходимо для исключения воздействия горячих газов на фюзеляж и хвостовое оперение. Силовая установка самолета состояла из четырех ТРД АМ-3А конструкции А. А. Микулина с тягой по 8700 кгс. При проектировании шасси конструкторы решили использовать велосипедную схему. В результате проработки различных вариантов был выбран вариант с передней "вздыбливающейся" тележкой и боковыми поддерживающими стойками на концах крыла. Практический опыт показал правильность принятого решения. В конце разбега нос машины приподнимался, и угол атаки увеличивался. Взлет происходил практически без вмешательства пилота. Тяжелый самолет хорошо держался на взлетно-посадочной полосе и довольно легко управлялся. Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т. Для сброса бомб применялся радиолокационный прицел РПБ-4. Для самообороны самолет оснащался шестью спаренными 23 мм автоматическими пушками АМ-23. Экипаж бомбардировщика, состоящий из восьми человек, размещался в двух гермокабинах и имел катапультируемые кресла. Следует отметить, что примененный способ катапультирования вниз был неудобен и не обеспечивал спасение экипажа на малых высотах. К концу 1952 года была закончена постройка первого опытного экземпляра. 20 января следующего года экипаж во главе с летчиком-испытателем Ф.Ф. Опадчим совершил на нем первый полет. Начавшиеся летные испытания затянулись до апреля 1954 года. Максимальный полетная масса самолета составила 181,5 т, скорость полета на высоте 6700 м достигала 947 км/ч. В 1953 году к испытаниям был подключен второй опытный экземпляр, отличавшийся от первого уменьшенной на один метр длиной фюзеляжа, измененной конструкцией закрылков и передней стойки шасси. В результате внесения всех изменений масса планера уменьшилась на 850 кг. Одновременно развернулась подготовка к серийному производству. К этому времени бомбардировщик получил официальное обозначение М-4.

Для ускорения испытаний руководители ВВС и министерства авиационной промышленности приняли решение проводить совместные государственные испытания, для чего подключили летчиков-испытателей из НИИ ВВС. 1 мая 1954 года опытная машина в сопровождении истребителей МиГ-17 приняла участие в воздушном параде над Красной площадью. Ее фотографии быстро появились в ведущих мировых изданиях. Это событие не на шутку встревожило американское руководство, которому стало ясно, в Советском Союзе создан межконтинентальный бомбардировщик, способный достичь территории США. Испытания шли не совсем гладко. Если по всем основным характеристикам самолет удовлетворял предъявленным техническим требованиям, то по дальности полета с 5 т бомб нет, что крайне озаботило руководителей государства. И все-таки после ряда доработок решено было принять М-4 на вооружение. Однако командование ВВС требовало улучшить его характеристики. В 1955-1957 годах на самолет установили более мощные и экономичные двигатели РД-3М, а затем РД-3М-500А, созданные в ОКБ под руководством П.Ф. Зубца. Их тяга на максимальном режиме была доведена до 9500 кгс. С новой силовой установкой дальность полета бомбардировщика составила 12500 км. Вскоре началась отработка системы дозаправки самолета в воздухе. В носовой части фюзеляжа над кабиной штурмана установили "штангу" приема топлива. Был разработан и самолет-заправщик с необходимым оборудованием.

Тем временем конструкторский коллектив создал новую модификацию самолета, получившую обозначение "3М". 3М был принят на вооружение и запущен в серийное производство вместо бомбардировщика М-4. В 1959 году экипажи Н. Горяйнова и Б. Степанова установили на нем 12 мировых рекордов высоты полета и грузоподъемности, в том числе подъема с 10 т груза на высоту 15317 м. С поступлением на вооружение новых стратегических бомбардировщиков, выпущенные ранее М-4 переделали в самолеты-заправщики (получили обозначение М-4-2).

Всего было построено 93 самолета М-4 и 3М всех модификаций. В Советском Союзе решено было основные усилия сосредоточить на производстве межконтинентальных баллистических ракет. В связи с сокращением числа стратегических межконтинентальных бомбардировщиков часть машин была переоборудована в летающие танкеры для дозаправки топливом в воздухе остающихся на вооружении ударных самолетов 3М и Ту-95. Они получили обозначение 3МС-2 и 2МН-2 и отличались друг от друга в основном двигателями. На первом стояли ТРД РД-3М-500А, а на втором — ВД-7Б.

К середине 80-х годов все ударные бомбардировщики конструкции В.М. Мясищева были сняты с вооружения и выведены в резерв, а потом ликвидированы на авиабазе в г. Энгельс. Самолеты-заправщики находились на вооружении до конца 1993 года.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 8
Размах крыла, м 50.53
Длина, м 47.66
Высота, м 14.1
Площадь крыла, кв.м 320
Масса пустого самолёта, кг 79700
Масса нормальная взлётная, кг 184000
Масса максимальная взлётная, кг 210000
Максимальная скорость, км/ч 930
Дальность действия, км 8100
Боевой радиус действия у земли, км 5600
Практический потолок, м 13700
Боевая нагрузка, кг 18000

http://www.rusarmy.com/avia/m_4.htm
Ответ
#2
Высотный разведчик М-55 Геофизика

[Изображение: m-55.jpg]

Один из наиболее "экзотических" современных самолетов выполнен по двухбалочной схеме и имеет крыло большого удлинения. В полете эта изящная машина напоминает планер-паритель, однако обладает почти "истребительной" маневренностью и скороподъемностью. Аэродинамическая компоновка и двигатели специальной модификации обеспечивают М-55 способность осуществлять длительный полет на высотах более 20 км.

Прототип — самолет М-17 "Чайка" (Стратосфера), оснащенный одним двигателем РД-36-51В (1х12000 кгс), — совершил первый полет 25 мая 1982 г. Первоначально создавался для перехвата высотных разведывательных аэростатов — постоянной "головной боли" нашей ПВО. Однако в дальнейшем целевое назначение самолета пересмотрели.

В августе 1988 г. в воздух поднялся самолет М-17РМ, известный также как М-55 "Геофизика". В отличие от своего предшественника он имел новую силовую установку, состоявшую из двух ТРДД Д-30-В12 (2х9500 кгс). Самолет, несущий различное сменное целевое оборудование, способен совершать полет продолжительностью более четырех часов на высоте 20 км или около пяти часов на высоте 17 км.

Самолет может использоваться для наблюдения за стратосферой, экологического мониторинга, фото- и радиолокационного картографирования, "штопанья" озонных дыр и выполнения других задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки. Помимо базового одноместного варианта разработана двухместная учебно-тренировочная модификация М-55У.

Ведутся работы по созданию двухместного самолета высотного воздушного наблюдения "Геофизика-2", имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлиненный фюзеляж.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 37.5
Длина, м 24
Высота, м 4.8
Максимальная скорость, км/ч 750
Продолжительность полета, ч 5
Практический потолок, м 20000

http://www.rusarmy.com/avia/m_55.htm
Ответ
#3
ВМ-Т Атлант

[Изображение: vm-t.jpg]

К концу 70-х годов появилась необходимость в транспортировке с заводов на космодром Байконур агрегатов нового ракетно-космического комплекса. Габариты и вес их, а также расстояния были столь велики, что ни один из видов транспорта задачу решить не мог. Так, диаметр центрального бака ракеты-носителя составлял 8 м, а длина — 40 м. В 1978 году было принято предложение В.Мясищева, Генерального конструктора вновь созданного в 1967 году ОКБ, о перевозке этих грузов на фюзеляже самолета 3М. После смерти Владимира Михайловича (14 октября 1978 года) работа была продолжена под руководством В.Федотова.

К этому времени 3М уже сняли с производства. Для ускорения темпов разработки, постройки и испытаний самолета-носителя отобрали три заправщика и направили на ресурсные испытания в СибНИА. По их результатам выявили критические места и произвели их усиление или замену: изготовили новые панели крыла и фюзеляжа, обновили каркас. ХЧФ удлинили на 7 м и перекомпоновали, спроектировали новое оперение — двухкилевое, усовершенствовали также ряд узлов и систем, установили более мощные двигатели ВД-7М с тягой 11000 кгс.Из трех построенных самолетов, названных 3М-Т, один передали для статиспытаний в ЦАГИ. Из двух летных экземпляров один оборудовали штангой дозаправки топливом в воздухе.

В 1980 году состоялся первый полет транспортного самолета 3М-Т, а 6 января 1982 года тот же экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Кучеренко совершил на нем полет с грузом на фюзеляже. Грузоподъемность достигла 40000 кг. В дальнейшем носитель переименовали в ВМ-Т Атлант. На обоих «Атлантах» совершено более 150 полетов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран», в том числе самолет использовался как носитель для аналога космического корабла «Буран» (БТС-01). БТС-01 располагался на внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и должен был отделяться от него в полете с последующей самостоятельной посадкой. Во время испытательных тестов экипаж аналога БТС-01 состоял из летчиков-космонавтов Евгения Хрунова и Георгия Шонина, самолет-носитель пилотировали Юрий Когулов и Петр Киев. В последние годы ВМ-Т регулярно демонстрировался в полете с грузом на авиационных праздниках, а в августе 1992 года выставлялся на «Мосаэрошоу-92».


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 8
Размах крыла, м 53.14
Длина, м 58.7
Высота, м 14
Площадь крыла, кв.м 320
Масса пустого самолёта, кг 74500
Масса максимальная взлётная 210000
Тяга нефорсажная, кгс 44000
Максимальная скорость, км/ч 925
Практическая дальность, км 13600
Дальность действия, км 9400
Практический потолок, м 12000
Полезная нагрузка, кг 40000

http://www.rusarmy.com/avia/vm_t.htm
Ответ
#4
Самолет-топливозаправщик 3МС-2

[Изображение: 3mc-2.jpg]

До начала 80-х годов бомбардировщики 3МС и 3МН переоборудовались в топливозаправщики 3МС-2 и 3МН-2. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полете машин стратегической авиации, оборудованных системой «Конус».

Максимальное количество отдаваемого в полете топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки — 2250 л/мин. В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолет-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 8
Размах крыла, м 53.14
Длина, м 51.7
Высота, м 14.1
Площадь крыла, кв.м 320
Масса пустого самолёта, кг 75740
Масса нормальная взлётная, кг 192000
Тяга нефорсажная, кгс 42000
Максимальная скорость, км/ч 925
Практическая дальность, км 12400
Дальность действия, км 9400
Практический потолок, м 12150
Полезная нагрузка, кг 40000

http://www.rusarmy.com/avia/3mc_2.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)