Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Самолёты ОКБ Ильюшина
#1
Фронтовой бомбардировщик Ил-28

[Изображение: il-28.jpg]

Работу над созданием Ил-28 С.В.Ильюшин начал после завершения работ по Ил-22/Ил-24 в инициативном порядке в то время, когда КБ А.Н.Туполева строило фронтовой бомбардировщик (позже названный Ту-14), по официальному заданию ВВС. Сравнительный анализ различных вариантов оборонительного вооружения бомбардировщиков показал, что с помощью одной только кормовой пушечной установки в сочетании с соответствующим маневром самолета можно эффективно отражать атаки современных истребителей со стороны задней полусферы и обеспечить надежную защиту машины. Создание первой в СССР двухпушечной электрогидравлической кормовой установки Ил-К6 и определило основные компоновочные особенности Ил-28 (названного в НАТО — Beagle (Гончая).

Она воплотила в себе положительные черты КУ-З и КУ-4 и была лишена их недостатков. Установка Ил-К6 имела углы обстрела по 70° вправо-влево, 40° вниз и 60° вверх. На нормальном режиме работы привода оружие перемещалось со скоростью 15-17° в секунду, а на форсированном режиме — со скоростью до 36° в секунду. Мощность привода Ил-К6 обеспечивала ее эффективное использование при скорости полета более 1000 км/ч. Отличавшаяся большой боевой эффективностью Ил-К6 имела сравнительно небольшую массу (340 кг) и максимальный внешний момент 170 кгм. По сравнению с нею кормовые установки бомбардировщиков Б-29 и Ту-4 обладали значительно меньшими углами обстрела (по 30° вправо и влево, по 30° вверх и вниз), их максимальный внешний момент был равен 50 кгм, и при этом масса превышала массу башни Ил-К6 почти на 50 кг. В последующем башня Ил-К6 устанавливалась и на других отечественных самолетах.

Принятая схема оборонительного вооружения и состав экипажа позволили резко уменьшить геометрические размеры Ил-28 по сравнению с Ил-22: новый самолет стал почти на 3,5 м короче, а площадь его крыла уменьшилась на 13,7 кв.м. Соответственно уменьшилась и масса планера, что позволило применить силовую установку из двух ТРД Rolls-Royse Nene. От ТР-1 они отличались прежде всего высокой надежностью и на 25-30% меньшим удельным расходом топлива, однако имели и существенный недостаток — больший мидель. Последнее обстоятельство, а также стремление проектировщиков максимально удалить воздухозаборники двигателей от поверхности земли для предотвращения засасывания посторонних предметов с грунтовых ВПП привели к отказу от пилонного размещения двигателей и к установке их в мотогондолах, плотно прижатых к нижней поверхности крыла. Для получения необходимой центровки двигатели компоновались в передних частях мотогондол. Большой диаметр центробежного компрессора и сравнительно малый диаметр выхлопного сопла этого ТРД позволили относительно легко решить и другую, весьма важную для фронтового бомбардировщика проблему, связанную с обеспечением широкой колеи шасси и уборки главных стоек с большими колесами. Крепившиеся к силовому шпангоуту мотогондол стойки с помощью простейшего механизма, впервые примененного еще на штурмовике Ил-10, в процессе уборки поворачивались на 90°, и колеса укладывались плашмя в пространство позади компрессора под выхлопной трубой.

Экипаж размещался в герметизированных кабинах, причем летчик и штурман для аварийного покидания машины могли воспользоваться катапультируемыми вверх креслами. Шасси самолета было оптимизировано для использования на грунтовых ВПП. Для сокращения разбега конструкторы предусмотрели возможность применения двух твердотопливных ускорителей ПСР-1500-15 тягой по 1600 кгс и временем действия 13 с, сбрасываемых после отрыва самолета от земли. Ил-28 оснащался наиболее эффективной на то время воздушно-тепловой ПОС и новейшим комплектом аэронавигационного и радиотехнического оборудования: автопилота АП-5, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомеров больших и малых высот, систем «слепого» захода на посадку ОСП-48, а затем СП-50, ответчика госопознавания, командной и связной радиостанций.

Эскизный проект Ил-28 Ильюшин утвердил 12 января 1948 г., а уже 8 июля 1948 г. летчик-испытатель В.К.Коккинаки поднял в первый полет Ил-28, оснащенный двумя ТРД «Rolls Royse Nene». 30 декабря 1948 г. начались заводские испытания Ил-28 с серийными отечественными двигателями РД-45Ф — лицензионным вариантом английского двигателя. Но решение судьбы самолета затянулось до 14 мая 1949 г., когда было принято решение Совета Министров об увеличении скорости полета Ил-28 до 900 км/ч за счет установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс. Уже через три месяца, 8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1. Всего за шесть лет серийного производства в СССР (1949-1955 гг.) было построено 6316 Ил-28 различных модификаций на трех крупнейших авиазаводах: №30 в Москве (головной), №64 в Воронеже и №166 в Омске.

Одновременно с Ил-28 проходили испытания опытные фронтовые бомбардировщики «73» и «78». По свидетельству ветеранов ОКБ, А.Н.Туполев, увидев в первый раз на стоянке Ил-28, спросил работавших на самолете специалистов: «А это чей незаконнорожденный ребенок?» Затем внимательно осмотрел машину, ознакомился с ее данными и после долго выговаривал что-то своим сотрудникам. Действительно, стремление создателей «73» и «78» сохранить на этих самолетах схему оборонительного вооружения поршневого Ту-2 привело к неоправданному увеличению числа подвижных огневых точек и, соответственно, к увеличению экипажа, размеров самолета, возрастанию его массы, усложнению силовой установки. Впоследствии эти машины были модифицированы в «81» с одной кормовой пушечной установкой и основным экипажем из трех человек.

Ил-28 нашли широкое распространение за пределами СССР. Они состояли или состоят до ныне на вооружении ВВС или ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Финляндии, Чехословакии. Самолеты строились серийно в Китайской Народной Республике и Чехословакии (под обозначением B-228). В 50-х гг. значительное количество Ил-28 было поставлено Китаю, в том числе и торпедоносцы, вооруженные торпедой РАТ-52. После ухудшения отношений между СССР и КНР на авиазаводе в Харбине был организован ремонт Ил-28, а также изготовление запасных частей для них. С 1964 г. там началось освоение серийного производства бомбардировщика, получившего в ВВС Китая обозначение H-5 (Харбин-5). Первая серийная машина поднялась в воздух в апреле 1967 г. В сентябре того же года был создан вариант H-5 — носитель тактического ядерного оружия. Первое его испытание со сбросом ядерной бомбы состоялось 27 декабря 1968 г. Было освоено серийное производство также учебной и фоторазведывательной (HZ-5) модификаций H-5. Китай был второй после СССР державой по численности парка Ил-28. Все варианты самолета состоят на вооружении КНР и в настоящее время. Китай активно экспортировал H-5 в другие страны.

Ведущим инженером по испытаниям Ил-28 был В.Н.Бугайский, впоследствии Главный конструктор авиационного ракетного вооружения. С участия в разработке рабочих чертежей самолета началась карьера Г.В.Новожилова, нынешнего Генерального конструктора АК им. С.В.Ильюшина. За создание Ил-28 С.В.Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 3
Размах крыла, м 21.45
Длина, м 17.65
Высота, м 6.7
Площадь крыла, кв.м 60.8
Масса пустого самолёта, кг 12890
Масса нормальная взлётная, кг 18400
Масса максимальная взлётная, кг 23200
Максимальная скорость, км/ч 906
Крейсерская скорость , км/ч 700
Дальность действия, км 2400
Практический потолок, м 12500
Длина разбега без форсажа, м 965
Длина пробега с торм. парашютом, м 1700

http://www.rusarmy.com/avia/il_28.htm
Ответ
#2
Патрульный противолодочный самолет Ил-38

[Изображение: il-38.jpg]

В середине 60-х годов ОКБ им. С.В. Ильюшина получило задание на разработку патрульного самолета, аналогичного американскому Р-3А "Орион" фирмы "Локхид". Базой для новой машины послужил хорошо освоенный промышленностью пассажирский самолет ИЛ-18Д. В марте 1969 г. с завершением серийного выпуска авиалайнера ИЛ-18Д на освободившейся сборочной линии завода "Знамя Труда" (г. Москва, Ходынка) развернули строительство нового базового патрульного противолодочного самолета, получившего название ИЛ-38.

Самолет ИЛ-38 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены 4 ТВД АИ-20М конструкции А.Г. Ивченко, имеющие ресурс 4000 ч. Его двигатели оснащены четырехлопасными автоматическими винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Для их управления используется ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, воздушно-механическая аварийная система флюгирования и установка лопастей винта на промежуточном упоре. Топливная система включает в себя группы баков, симметрично расположенных в правой и левой половинах крыла. Группы баков для питания двух правых и двух левых ТВД изолированы между собой, но при необходимости их можно соединить. К каждой паре двигателей топливо подводится двумя насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Для полной гарантии на самих двигателях установлено еще по одному насосу. Шасси трехопорное. Основные опоры, расположенные на крыле в продолжении гондол внутренних ТВД, имеют тележки с четырьмя тормозными колесами. Передняя управляемая опора, расположенная в носовой части фюзеляжа под кабиной экипажа, снабжена двумя колесами. Все опоры убираются вперед по полету. Для разгрузки летчика все операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Управление самолетом ручное. Приемлемые для летчиков нагрузки на штурвал и педали достигнуты благодаря тщательному подбору компенсации рулей и элеронов. Гидросистема обеспечивает выпуск и уборку шасси, открытие и закрытие створок бомболюка, торможение колес, поворот передней опоры и включение флюгирования винтов.

Специальное оборудование и вооружение вызвали необходимость значительного изменения планера самолета по сравнению с ИЛ-18Д (положение крыла сместили на 4 шпангоута вперед). Благодаря этому, в отсеке вооружения стало возможно размещать торпеды, имеющие значительную длину. В носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель мощной поисковой РЛС. В оконечной части фюзеляжа за хвостовым оперением в длинном коке установили датчик детектора магнитных аномалий. Помимо этого оборудования, для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи (активные и пассивные) и газоанализатор. Последний позволял обнаруживать неприятельскую субмарину, идущую под РДП (выдвигаемое устройство подводной лодки, используемое на "перископной" глубине для питания воздухом работающего дизеля), по выхлопу ее дизельных двигателей.

Самолет ИЛ-38 зарекомендовал себя неприхотливой, надежной и достаточно экономичной машиной. Машина выпускалась мелкими партиями по 15-20 самолетов в год до середины 70-х годов.

 
Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 10
Размах крыла, м 37.42
Длина, м 39.6
Высота, м 10.16
Площадь крыла, кв.м 140
Масса пустого самолёта, кг 33700
Масса нормальная взлётная, кг 63500
Масса топлива нормальная, кг 30000
Максимальная скорость, км/ч 722
Крейсерская скорость , км/ч 656
Практическая дальность, км 7100
Боевой радиус действия у земли, км 6500
Практический потолок, м 10000

http://www.rusarmy.com/avia/il_38.htm
Ответ
#3
Средний бомбардировщик Ил-54

[Изображение: il-54.jpg]

Сдав в серийное производство фронтовой бомбардировщик Ил-28, конструкторское бюро С.В. Ильюшина уже в 1951 году развернуло работы по его модификации со стреловидным крылом, что позволило бы увеличить его максимальную скорость до 1000 км/ч. Новый самолет назвали Ил-28-2, а несколько позже — Ил-30. Через два года работы конструкторы пришли к выводу, что на модернизацию низкоскоростного (в пятидесятых годах) самолета Ил-28 (его максимальная скорость 900 км/ч) не стоит тратить время, а лучше создать новый самолет оснащенный заодно и новыми более мощными и современными двигателями. Он получил обозначение Ил-54.

В первый испытательный полет опытный бомбардировщик поднялся еще в 1954 году. Через два года, 25 июня 1956 года, он был продемонстрирован вместе с другими новыми советскими самолетами на подмосковном аэродроме представителям западных государств. После летных испытаний и замены двигательной установки (два Ал-5 по 5000 кГ тяги) на еще более мощные турбореактивные двигатели КБ А.М. Люльки Ал-7 (по 7000 кГ тяги) была выпущена небольшая серия Ил-54. В 1957 году в День авиации 36 этих самолетов участвовали в воздушном параде.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 3
Размах крыла, м 17.65
Длина, м 28.96
Высота, м 7.9
Площадь крыла, кв.м 84.6
Масса пустого самолёта, кг 24000
Масса нормальная взлётная, кг 40660
Масса максимальная взлётная, кг 41600
Тяга форсажная, кгс 10000
Тяга нефорсажная, кгс 6500
Максимальная скорость, км/ч 1250
Макс. скорость у земли, км/ч 910
Дальность действия, км 2500
Практический потолок, м 14000
Длина разбега без форсажа, м 1075
Длина пробега с торм. парашютом, м 1150

http://www.rusarmy.com/avia/il_54.htm
Ответ
#4
Средний военно-транспортный самолет Ил-76М

[Изображение: il-76.jpg]

Ил-76М — средний военно-транспортный самолет разработан в ОКБ С.В.Ильюшина. Самолет имеет герметизированную грузовую кабину, опускающуюся грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки, расположенные у передней стенки грузовой кабины, четыре электротельфера, по два с каждого борта (задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м за порог рампы), четыре переставляемых по ширине рампы подтрапника.

В грузовой кабине возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров (пассажировместимость каждого модуля 30 человек). Имеются контейнеры с ИК ложными целями (192 патрона калибром 50 мм). Две 23-мм пушки ГШ-23Л в кормовой установке, унифицированной с бомбардировщиком Ту-95МС. В грузовом отсеке могут размещаться бомбы сверхбольшой мощности (калибром до 10 000 кг), сбрасываемые парашютным способом. Гражданская версия самолета способна перевозить 42000 кг коммерческого груза на расстояние 5000 км. Самолет оборудован Навигационная РЛС (под кабиной штурмана), метеорологическая РЛС (в носу), БЦВМ. На нем установлены 4 ТРДД Д-30КП-2 (тягой 117,7 кН). Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Сирии, Ирака, Индии. Строится серийно на Ташкентском авиазаводе.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 7
Размах крыла, м 50.5
Длина, м 46.59
Высота, м 14.76
Площадь крыла, кв.м 300
Масса пустого самолёта, кг 104000
Масса максимальная взлётная, кг 170000
Тяга нефорсажная, кгс 471
Масса топлива нормальная, кг 80000
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Практическая дальность, км 5000
Практический потолок, м 12000
Полезная нагрузка, кг 48000

http://www.rusarmy.com/avia/il_76m.htm
Ответ
#5
Самолет-топливозаправщик Ил-78

[Изображение: il-78.jpg]

Ил-78М — самолет-заправщик, разработанный в АНТК Ильюшина на базе самолета-заправщика Ил-78. В фюзеляже установлены два съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом размещены подвесные унифицированные заправочные агрегаты УПА3-1А, обеспечивающие дозаправку методом шланг — конус (оборудование этого типа может монтироваться и на других самолетах, в частности на бомбардировщиках Су-24).

Допускается одновременная дозаправка одного самолета (класса тяжелый бомбардировщик) с подфюзеляжного заправочного агрегата или двух самолетов класса МиГ-31 или Су-24 с подкрыльевых заправочных агрегатов. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков 57 720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85 720 кг, производительность при раздаче топлива 900 — 2200 л/мин (в зависимости от выбранного режима дозаправки). В хвостовой части самолета на месте кабины стрелка расположено рабочее место оператора дозаправки, оснащенное оптической системой заднего обзора. Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолетов при дозаправке.

Находится на вооружении ВВС России и Украины. Строится серийно на Ташкентском авиазаводе.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 6
Размах крыла, м 50.5
Длина, м 46.59
Высота, м 14.76
Площадь крыла, кв.м 300
Масса пустого самолёта, кг 40000
Масса максимальная взлётная, кг 190000
Тяга нефорсажная, кгс 470.72
Масса топлива нормальная, кг 82000
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость , км/ч 800
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Полезная нагрузка, кг 65000

http://www.rusarmy.com/avia/il_78.htm
Ответ
#6
Дальний транспортный самолет Ил-96Т

[Изображение: il-96.jpg]

Самолет Ил-96Т предназначен для перевозки грузов большой массы на дальние расстояния. Он представляет собой дальнейшее развитие пассажирского самолета Ил-96-300 и создан в соответствии с российско-американской программой. Серийный выпуск Ил-96Т осуществляет Воронежское самолетостроительное объединение.

Самолет относится к категории широкофюзеляжных, его фюзеляж круглого поперечного сечения имеет диаметр 6,08 м и по горизонтали разделен на две палубы, почти целиком используемые в качестве грузовых кабин. Уникальный объем грузовых кабин — 776 м3, грузовой люк размером 4,85х2,87 м и два грузовых люка 2,69х1,84 м на нижней палубе в сочетании с современной легкосъемной напольной механизацией обеспечивают высокоэффективную и быструю погрузку контейнеров и поддонов. При разработке фюзеляжа в целом учитывались требования повышения его надежности и обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы, улучшения качества наружной поверхности и технологичности конструкций при изготовлении в производстве.

На самолете используется крыло большого удлинения с суперкритическими профилями и с вертикальными законцовками, повышающими его аэродинамическое качество. Крыло оснащено эффективной взлстно-посадочной механизацией.

Конструкция силового кессона крыла разработана с использованием монолитно-сборных панелей с высоким уровнем расчетных напряжений при обеспечении требуемой прочности, ресурса и живучести. Для сокращения числа продольных и поперечных стыков, являющихся основным источником усталостных трещин, в конструкции планера широко используются длинномерные и широкие полуфабрикаты. Одной из особенностей крыла является большой объем применения сотовых конструкций. Из них изготавливаются носовая и хвостовая части крыла, створки отсеков шасси, различные элементы механизма крыла: воздушные тормоза, интерцепторы элероны, часть закрылков.Силовая установка самолета состоит из четырех двигателей американской фирмы Pratt&Whitney PW-4082 или PW2337 с максимальной тягой 17 030 кгс каждый. Двигатели размещены на пилонах под крылом самолета. Топливная система самолета выполнена раздельной для каждого из четырех двигателей. Каждый двигатель питается топливом из расходного отсека своего бака. Расходные отсеки на протяжении всего полета заполнены топливом, что обеспечивает надежную подачу топлива в двигатели на всех режимах полета. Выработка топлива из консольных баков производится с задержкой для разгрузки крыла и увеличения критической скорости флаттера. исследуется вариант с ТРДД сверхвысокой степени двухконтурности НК-92 конструкции Н. Д. Кузнецова (степень двухконтурности 17-18; тяга 176,5 — 196,1 кН, 18-20 тс).

Самолет оснащен новейшими системами автоматического управления и навигации американской фирмы Рокуэлл-Коллинз, включающий цифровой автопилот, встроенную ИНС с лазерными гироскопами, встроенную систему оптимизации режимов полета фирмы Смит Индастриз, электронную систему индикации с шестью индикаторами на ЭЛТ (размер экрана 20,3х20,3 см), систему предупреждения об опасной близости земли, РЛС обнаружения сдвига ветра, приемники спутниковых навигационных систем GPS и Глонасс, спутниковую систему связи SAT-900, систему предупреждения столкновений в полете TCAS, которые обеспечивают практически полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеорологических условиях над любыми районами земного шара, а также выполнение автоматической посадки. Применение высокоавтоматизированных систем и наличие в экипаже всего двух человек определило особенности компоновки пилотской кабины, расположенной на верхней палубе в передней части фюзеляжа. Главной задачей при ее разработке было снизить утомляемость пилотов при длительной работе, повысить надежность, безопасность и регулярность полетов. Кроме кабины пилотов, на самолете имеется также трехместный отсек для сопровождающих груз пассажиров. Этот отсек отделен от грузовой кабины верхней палубы барьерной сетью и противодымной шторой.

Первые самолеты Ил-96Т будут поступать в авиакомпанию "Аэрофлот — Российские международные авиалинии" для обновления ее самолетного парка. Поставка первого Ил- 96 Т запланирована на вторую половину 1997 года, на 1988 — следующие два самолета.


Лётно-тактические данные

Экипаж, чел 3
Размах крыла, м 60.1
Длина, м 63.94
Высота, м 15.72
Площадь крыла, кв.м 391.6
Масса пустого самолёта, кг 132400
Масса максимальная взлётная, кг 270000
Тяга нефорсажная, кгс 610.4
Крейсерская скорость , км/ч 870
Практическая дальность, км 12800
Дальность действия, км 7300
Практический потолок, м 12100
Полезная нагрузка, кг 58000

http://www.rusarmy.com/avia/il_96t.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)