Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Реактивная артиллерия
#1
Реактивная установка БМ-8-36

[Изображение: bm836ph1.jpg]

Параллельно с разработкой боевых машин БМ-13велись работы по адаптации авиационных реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 для использования в полевой реактивной артиллерии. Они были завершены в начале августа 1941 г., и в течение всей войны снаряды продолжали совершенствоваться. Установка БМ-8-36 была унифицирована с БМ-13 по многим узлам, что позволило наладить их одновременный выпуск.

Параллельно с созданием и запуском в серийное производство боевых машин БМ-13 и снарядов М-13 велись работы по адаптации авиационных реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 для использования в полевой реактивной артиллерии. Эти работы были завершены 2 августа 1941 г. принятием на вооружение 82-мм реактивного снаряда М-8. В течение войны снаряд М-8 несколько раз дорабатывался с целью повышения мощности действия у цели и дальности полета. Последний вариант его имел вес взрывчатого вещества 0,64 кг (по сравнению с 0,371 кг в первоначальном варианте) и дальность полета 5,5 км. В связи с тем, что Реактивный НИИ был занят разработкой БМ-13 и не имел возможности сконструировать еще одну пусковую установку под снаряд М-8, соответствующее задание в июне 1941 г. было выдано заводу «Компрессор», конструкторское бюро которого имело опыт доработки чертежей установки БМ-13 и запуска этой установки в серийное производство. В целях сокращения сроков создания установки конструкторы наряду с созданием новых узлов широко использовали уже освоенные в производстве узлы установки БМ-13, например, основание, а в качестве направляющих использовали выпускавшиеся по заказу ВВС направляющие типа «флейта». С учетом опыта производства установок БМ-13 при создании новой установки особое внимание было обращено на обеспечение параллельности направляющих и прочность их крепления с тем, чтобы уменьшить рассеивание снарядов при стрельбе. Первоначально установка была 38-зарядной, были разработаны два варианта ее размещения на шасси грузовых автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6.
Проведенные уже в июле 1941 г. испытания обоих вариантов показали преимущество установки на шасси автомобиля ЗИС-6.

Трехосное шасси этого автомобиля обладало большей проходимостью. Кроме того, оно уже использовалось для создания установки БМ-13, что позволяло заимствовать элементы электропроводки, домкраты и комплекс спецсредств. В целях повышения надежности установки было решено уменьшить количество направляющих до 36, так как первоначальная компоновка не исключала возможность задевания оперением ракеты за кожух винта горизонтальной наводки. Новая установка была принята на вооружение Красной Армии 6 августа 1941 г. под обозначением БМ-8-36 и запущена в серийное производство на московских заводах «Компрессор» и «Красная Пресня». К началу сентября 1941 г. было изготовлено 72 установки этого типа, а к ноябрю — 270 установок. Установка БМ-13-36 зарекомендовала себя как надежное оружие с весьма мощным залпом. Ее существенным недостатком была неудовлетворительная проходимость шасси ЗИС-6 по бездорожью. В ходе войны этот недостаток был в значительной степени устранен за счет монтажа артиллерийской части установки на шасси легких танков Т-40 и Т-60, а также на шасси американских автомобилей повышенной проходимости «Студебеккер» и «Форд-Мармон».


Число направляющих 36
Калибр снаряда 82 мм
Время залпа 15–20 с
Дальность стрельбы до 5500 м
Вес снаряда 8 кг

http://www.chamtec.com/bm836hist.htm
Ответ
#2
Реактивная установка БМ-8-24

[Изображение: bm824ph1.jpg]

Необходимость в создании реактивной установки 82-мм снарядов на шасси легкого танка возникла после нескольких случаев уничтожения застрявших на мягком грунте автомобилей ЗИС-6. Артиллерийская часть новой машины была без изменений заимствована от автмобильной версии, в качестве шасси использовались танки Т-40 и Т-60. После снятия их с производства направляющие переставили на проходимые американские грузовики.

Использованное при создании боевой машины БМ-8-36 шасси трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 хотя и обладало высокой проходимостью по дорогам различного профиля и покрытия, но было малопригодным для движения по заболоченной пересеченной местности и по грунтовым дорогам, особенно в распутицу осенью и весной. Кроме того, при ведении боевых действий в условиях быстроизменяющейся обстановки боевые машин нередко оказывались под артиллерийско-пулеметным огнем противника, вследствие чего расчеты несли существенные потери. По этим причинам уже в августе 1941 г. в конструкторским бюро завода «Компрессор» был рассмотрен вопрос о создании пусковой установки БМ-8 на шасси легкого танка Т-40. Разработка этой установки проводилась быстро и уже к 13 октября 1941 г. была успешно завершена. Новая установка, получившая название БМ-8-24, имела снабженную механизмами наводки и прицельными приспособлениями артиллерийскую часть с направляющими для запуска 24 реактивных снарядов М-8. Используемые в установках БМ-8-36 направляющие типа «флейта», заимствованные у авиационных пусковых установок, были заменены более подходящими для полевых установок направляющими типа «балка» с пиропистолетом для зажигания пороховой массы ракетного двигателя пиропатроном. Была также увеличена длина направляющей и тем самым повышена скорость снаряда при сходе, что способствовало уменьшению рассеивания снарядов, то есть улучшению кучности стрельбы.

Артиллерийская часть монтировалась на крыше танка Т-40. Вся необходимая электропроводка и приборы управления огнем размещались в боевом отделении танка. После того, как танк Т-40 был заменен в производстве танком Т-60, его шасси было соответствующим образом модернизировано для использования в качестве ходовой части установки БМ-8-24. Пусковая установка БМ-8-24 производилась серийно на начальном этапе Великой Отечественной войны и отличалась высокой проходимостью, увеличенным углом обстрела по горизонту и относительно небольшой высотой, облегчавшей ее маскировку на местности. После прекращения производства танка Т-60 выпуск установки также прекратился, однако ее модифицированная артиллерийская часть была использована при создании боевой машины реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси отечественного грузового автомобиля ГАЗ-АА и импортных грузовых автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон».

Число направляющих 24
Калибр снаряда 82 мм
Время залпа 15–20 с
Дальность стрельбы до 5500 м
Вес снаряда 8 кг

http://www.chamtec.com/bm824hist.htm
Ответ
#3
Реактивная установка БМ-8-48

[Изображение: bm848ph1.jpg]

После успешного боевого применения установок БМ-8-24 было решено создать ее более мощную версию. За счет применения двух пакетов направляющих соответственно увеличилось количество снарядов в залпе и общая боевая мощь. Установки ставились на шасси советских и зарубежных проходимых грузовых автомобилей. Начиная с сентября 1944 г., проводились испытания БМ-8-48 со спиральными направляющими.

[Изображение: bm8ph1.jpg]

В начале 1942 г. было принято решение использовать удачную конструкцию артиллерийской части пусковой установки БМ-8-24 для создания более мощной установки на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-АА. Артиллерийская часть новой пусковой установки, принятой на вооружение в середине 1942 г. под названием БМ-8-48, отличалась от артиллерийской части БМ-8-24 тем, что в ней вместо одного были применены два пакета направляющих типа «балка». Соответствующим образом залп новой установки состоял из 48 снарядов, а не из 24, что вдвое повышало мощность огня. После выпуска некоторого количества пусковых установок на шасси автомобиля ГАЗ-АА в связи с начавшимися поставками техники по ленд-лизу появилась возможность использовать шасси грузовых автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон». Пусковая установка БМ-8-48 на этих шасси стала стандартной для стрельбы реактивными снарядами М-8 и состояла на вооружении гвардейских минометных полков до конца войны. Начиная с сентября 1944 г. в конструкторском бюро завода «Компрессор» проводились работы по созданию пусковой установки БМ-8-СН со спиральными направляющими. При запуске с этих направляющих снаряды М-8 получали дополнительное вращение, вследствие чего уменьшалось их рассеивание и соответственно повышалась кучность стрельбы. Испытания опытного образца установки БМ-8-СН

проводились в апреле — начале мая 1945 г., когда Великая Отечественная война близилась к победоносному завершению. Кроме установок для запуска снарядов М-8 на шасси танков и автомобилей, на вооружении Красной Армии имелись также горные, горно-вьючные и железнодорожные установки. Уже после войны комиссия ЦК ВКП(б), изучавшая достижения немецких специалистов в области ракетной техники, обнаружила, что для вооружения войск СС на заводах «Шкода» в Чехословакии было налажено производство реактивных снарядов типа М-8 и пусковых установок для них. Комиссия по достоинству оценила культуру производства, точную штамповку пусковых направляющих для реактивных снарядов. Советская технология была проще, и установки выпускались на том оборудовании, которое было под рукой, из того материала, который могли доставать во время войны. Однако, как говорит одна немецкая пословица, «только при наличии ограничений познается мастер».

Число направляющих 48
Калибр снаряда 82 мм
Время залпа 30 с
Дальность стрельбы до 5500 м
Вес снаряда 8 кг

http://www.chamtec.com/bm848hist.htm
Ответ
#4
Реактивная установка БМ-13 «Катюша»

[Изображение: bm13gazaaph1.jpg]

После разработки 82- и 132-мм авиационных снарядов ГАУ поставило задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. По сравнению с авиационным прототипом сухопутный снаряд имеет существенно большие дальность полета и фугасное действие, ради достижения которых пришлось увеличить длину ракеты на 48 см.

[Изображение: bm135.jpg]

Первые испытания установки на шасси ЗИС-5 с расположением направляющих поперек машины оказались не очень удачными. Гораздо более успешным оказался проект установки на шасси ЗИС-6 с расположенными вдоль оси машины рельсами.  Поначалу испытания установок шли довольно вяло, но заметно ускорились после начала войны.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 г.) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1938 г.) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов — Реактивным НИИ — задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 г. В соответствии с этим заданием к лету 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность. К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и имевший обозначение МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 г. по февраль 1939 г. полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.
С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 г. была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний.
Установка была создана на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Она имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой», число которых было восемь. Здесь также применялось поддомкрачивание машины, как и на установке первого варианта. Но, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, силы, раскачивающие пусковую установку, прилагались по оси машины на два домкрата, находившихся вблизи центра тяжести. Поэтому раскачивание стало минимальным. В установке заряжание производилось с казенной части, т. е. с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка имела простейшей конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Против сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей. При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7–10 с. Дальность полета весящего 42 кг снаряда М-13 достигала 8470 м. Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2–3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику. В ходе испытаний выявилась важная особенность залповой стрельбы реактивными снарядами: при одновременном разрыве нескольких снарядов на ограниченной площади с разных направлений действуют ударные волны, сложение которых, то есть встречные удары, значительно увеличивает разрушительное действие каждого снаряда. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-морского флота для использования ее в системе береговой обороны. Таким образом, в условиях уже начавшейся второй мировой войны руководство Главного артиллерийского управления явно не спешило с принятием на вооружение реактивной артиллерии: не имевший достаточных производственных мощностей институт изготовил заказанные шесть пусковых установок лишь к осени 1940 г., только в январе 1941 г. Наркомат общего машиностроения получил от ГАУ заказ на изготовление в течение 1941 года всего 40 пусковых установок, причем 20 из них во втором квартале и 20 — в третьем квартале. До 1 мая 1941 г. промышленность должна была изготовить 10788 снарядов М-13. Ситуация кардинально изменилась после того, как 21 июня 1941 г. на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства. В тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальное название БМ-13 (боевая машина 13). Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 г. под командованием капитана И.А. Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 г. батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой. Исключительная эффективность действий батареи капитана И.А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 г. на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 г. было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Число направляющих 16
Калибр снаряда 132 мм
Время залпа 7–10 с
Угол вертикального обстрела от 7° до 45°
Угол горизонтального обстрела 20°
Дальность стрельбы до 8470 м
Вес снаряда 42300 г

http://www.chamtec.com/bm13hist.htm
Ответ
#5
Реактивная установка БМ-13Н «Катюша»

[Изображение: bm13nph1.jpg]

В связи с тем, что производство установок БМ-13 велость на разных предприятиях, в конструкцию машины вносились многочисленные изменения. Параллельно с этим машины совершенствовались, так что в войска поступало до 10 различных модификаций БМ-13. Это затрудняло обучение расчета и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники.

[Изображение: bm3112.jpg]

По этим причинам весной 1943 года была принята на вооружение унифицированная установка БМ-13Н. Многие ее детали были усовершенствованы, а главное — получили личные индексы и стали универсальными. Основные изменения коснулись аппарата наведения и рельсовых направляющих. В результате их совершенствования была уменьшена масса и стоимость машины. Также был введен новый реактивный снаряд М-30, стабилизировавшийся в полете вращением и имевший большой разрывной заряд.

[Изображение: bm13nph2.jpg]

В связи с тем, что производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения, обусловленные принятой на этих предприятиях технологией производства. Кроме того, на стадии развертывания серийного производства пусковой установки конструкторы внесли в ее конструкцию целый ряд изменений. Самым важным из них была замена использовавшейся на первых образцах направляющей типа «спарка» на более совершенную направляющую типа «балка». Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава гвардейских минометных частей и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н. При создании установки конструкторы критически проанализировали все детали и узлы, стремясь повысить технологичность их производства и снизить стоимость. Все узлы установки получили самостоятельные индексы и стали, по существу, универсальными. В конструкцию установки был введен новый узел — подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость — более чем на 20 процентов. Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении. Усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель.

[Изображение: bm13z.jpg]

Как и БМ-13, боевая машина БМ-13Н могла вести огонь реактивными снарядами М-13 и поступившими на вооружение в июне 1942 г. реактивными снарядами М-20. Реактивный снаряд М-20 был единственным фугасным снарядом калибра 132 мм. Вес взрывчатого вещества в его боевой части был увеличен до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг у снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника.

К недостаткам снаряда относились недостаточная дальность стрельбы (до 5,05 км) и то, что из-за больших размеров снаряды М-20 можно было запускать только с верхних направляющих боевых машин, что вдвое уменьшало вес залпа. Поэтому после появления более мощных фугасных реактивных снарядов М-30 снаряд М-20 был снят с производства. Более удачным оказался также предназначенный для боевых машин БМ-13 и БМ-13Н реактивный снаряд М-13-УК (улучшенной кучности). Снаряд был разработан в 1943 г. для преодоления весьма существенного недостатка реактивных снарядов — низкой кучности стрельбы. Проведенные еще в 30-е годы исследования показали, что кучность оперенных реактивных снарядов можно улучшить за счет медленного проворачивания снаряда во время полета, С этой целью у снаряда М-13 в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади эллипсов рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии. Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, вооруженных установками БМ-13Н было то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль «Студебеккер 115 6x6», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивавшуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6x6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Число направляющих 16
Калибр снаряда 132 мм
Время залпа 7–10 с
Угол вертикального обстрела от 7° до 45°
Угол горизонтального обстрела 20°
Дальность стрельбы до 8470 м
Вес снаряда 42300 г

http://www.chamtec.com/bm13nhist.htm
Ответ
#6
Реактивная установка БМ-13-СН

[Изображение: bm13snph1.jpg]

В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы стремились не только улучшить кучность стрельбы реактивными снарядами М-14, но и увеличить дальность полета этих снарядов. Оригинальное решение проблемы было реализовано при создании на базе М-13 реактивного снаряда М-13-ДД. Камеры соединялись промежуточным соплом, обеспечивавшим одновременную работу двух камер, что обеспечивало повышение дальнобойности. Улучшение кучности было достигнуто за счет применения спиральных направляющих, придававших снаряду вращение в полете.

В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы стремились не только улучшить кучность стрельбы реактивными снарядами М-14, но и увеличить дальность полета этих снарядов. Оригинальное решение проблемы увеличения дальности было реализовано при создании на базе М-13 реактивного снаряда М-13-ДД. Снаряд был принят на вооружение в октябре 1944 г. и отличался наличием ракетного двигателя, состоящего из двух соединенных последовательно штатных ракетных камер снаряда М-13. Камеры соединялись промежуточным соплом, обеспечивавшим одновременную работу двух камер. Такая конструкция ракетного двигателя способствовала увеличению импульса реактивной силы и, как следствие, возрастанию скорости и дальности полета. Стрельба этими снарядами велась на дальность до 11,8 км. Первоначально для запуска снарядов М-13-ДД использовались боевые машины БМ-13 и БМ-13Н, однако вскоре выяснилось, что выходящие с большой скоростью из двухкамерного ракетного двигателя пороховые газы быстро разрушают направляющие пусковых установок. Поэтому для стрельбы снарядами М-13-ДД была разработана и в 1944 г. принята на вооружение новая боевая машина БМ-13-СН (спиральные направляющие). Эта машина была снабжена 10 направляющими, каждая из которых состояла из четырех спиральных прутков. Три прутка направляющей представляли собой гладкие стальные трубы,

а четвертый — квадратный в сечении ведущий пруток с Т-образным пазом для штифтов снаряда. Все прутки имели спиральную форму с различными углами закручивания по длине, их взаимное расположение в пространстве придавало направляющей форму орудийного нарезного ствола. Двигаясь по этим направляющим, оперенные реактивные снаряды получали вращение с небольшой угловой скоростью, что повышало их кучность. Таким образом, благодаря созданию БМ-13-СН удалось не только обеспечить возможность запуска снарядов М-13-ДД, но и в полтора раза увеличить их кучность. Хорошие результаты достигались и при стрельбе из этой установки другими боеприпасами: у снаряда М-13 кучность увеличивалась в 3,2 раза, у М-13-УК — в 1,1 раза, а у М-20 — в 3,3 раза по сравнению со стрельбой из пусковой установки БМ-13Н.

Число направляющих 10
Калибр снаряда 132 мм
Время залпа 7–10 с
Угол вертикального обстрела от 7° до 45°
Угол горизонтального обстрела 20°
Дальность стрельбы до 7900 м
Вес снаряда 42300 г

http://www.chamtec.com/bm13snhist.htm
Ответ
#7
Реактивная установка М-13 на шасси СТЗ-5-НАТИ

[Изображение: m13.jpg]

Необходимость в создании реактивной установки 82-мм снарядов на шасси легкого танка, тягача либо автомобиля повышенной проходимости возникла после нескольких случаев уничтожения застрявших на мягком грунте автомобилей ЗИС-6.

[Изображение: m13stz5ph1.jpg]

Артиллерийская часть новой машины была без изменений заимствована от автомобильной версии, в качестве шасси использовался гусеничный тягач СТЗ-5.

[Изображение: stz5ph15.jpg]

http://www.chamtec.com/m13.htm
Ответ
#8
Реактивная установка БМ-31–12

[Изображение: bm3112ph1.jpg]

Существенными недостатками пусковых установок рамного типа М-30 были их низкая мобильность и длительное время, необходимое для приведения подразделений гвардейских минометов из походного положения в боевое. В целях повышения маневренности, боевой эффективности и огневой производительности соединений гвардейских минометов в марте 1944 г. была разработана и в июне того же года принята на вооружение 12-зарядная самоходная пусковая установка для пуска реактивных снарядов М-31 — боевая машина БМ-31–12.

[Изображение: bm313.jpg]

По своей подвижности, маневренности и скорострельности БМ-31–12 не уступала пусковым установкам БМ-13 и БМ-8-48, причем по сравнению с ними даже имела меньший вес в походном положении. Таким образом, части, вооруженные БМ-31–12, получили возможность сопровождать пехоту и танки огнем и колесами на всех этапах боя и операции.

Существенными недостатками пусковых установок рамного типа М-30
были их низкая мобильность и длительное время, необходимое для
приведения подразделений гвардейских минометов из походного
положения в боевое. Например, бригада могла дать залп из 1152
снарядов за пять минут, однако для подготовки к нему требовалось
шесть — восемь часов. При ведении маневренных боевых действий
возможности таких бригад следовать за быстро продвигающимися
войсками и оказывать им огневую поддержку были весьма ограничены.
Кроме того, требовалось большое количество автотранспорта для
перевозки пусковых установок и реактивных снарядов на огневые
позиции. В целях повышения маневренности, боевой эффективности и огневой производительности соединений гвардейских минометов в марте 1944 г. была разработана и в июне того же года принята на вооружение
Красной Армии 12-зарядная самоходная пусковая установка на шасси
грузового автомобиля «Студебеккер» для пуска реактивных снарядов
М-31 — боевая машина БМ-31–12. Пуск снарядов из этой пусковой
установки осуществлялся не из транспортных укупорок, а из
использованных впервые в ракетостроении направляющих сотового
типа. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состоит из
четырех труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены друг относительно друга так, что в поперечном сечении образуют квадрат, в который вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы стволами, придающими снарядам направление полета. Двенадцать ячеек направляющих объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решеток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решетки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда в походном положении установки.
Благодаря наличию устройства стопорения снарядов на направляющих
пусковые установки могли заряжаться в исходном районе,

выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того, как противник нанесет по ней удар. Пусковая установка имеет подъемный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по горизонту (±10° ) без передвижения базового шасси. Разработанная для БМ-31–12 электрическая схема стрельбы обеспечивает большую скорострельность, безопасность и удобство работы при производстве выстрела. Все 12 снарядов могут быть выпущены в течение 7 — 10 секунд. При разработке установки базовое шасси было оборудовано домкратами, предназначенными для повышения устойчивости установки при стрельбе. В ходе испытаний было установлено, что БМ-31–12 устойчива при стрельбе не только при опущенных домкратах, но и при поднятых. Тем не менее домкраты были сохранены для облегчения горизонтирования установки на огневой позиции. Кабина базового шасси снабжена откидными броневыми щитками, защищающими номер расчета, производящего пуск реактивных снарядов. Пуск снарядов мог производиться как из кабины, так и с выносного пульта. С принятием на вооружение боевых машин БМ-31–12 резко возросли маневренность и скорострельность тяжелой реактивной артиллерии. Время перевода подразделений реактивной артиллерии было сокращено с 3 — 8 часов до 7 — 13 минут. По своей подвижности, маневренности и скорострельности БМ-31–12 не уступала пусковым установкам БМ-13 и БМ-8-48, причем по сравнению с ними даже имела меньший вес в походном положении. Таким образом, части, вооруженные БМ-31–12, получили возможность сопровождать пехоту и танки огнем и колесами на всех этапах боя и операции.

Число направляющих 12
Калибр снаряда 300 мм
Время залпа 7–10 с
Угол вертикального обстрела от 10° до 48°
Угол горизонтального обстрела 20°
Дальность стрельбы до 4300 м
Вес снаряда 92400 г

http://www.chamtec.com/bm3112hist.htm
Ответ
#9
Реактивная установка М—30

[Изображение: m30reph1.jpg]

Особенность этой 300-мм реактивной установки в том, что снаряды выпускаются прямо из транспортной заводской укупорки, с которой снимается передняя крышка. Главным недостатком снаряда является малая дальность полета, вызванная использованием маломощного двигателя от М-13, но М-30 обладает огромной разрушительной силой.

5 июля 1942 г. на Западном фронте в районе города Белёва впервые произвели залпы по укрепленным пунктам противника 68-й и 69-й гвардейские минометные полки четырехдивизионного состава, имевшие на вооружении новые пусковые установки для запуска тяжелых фугасных реактивных снарядов М-30. Снаряд М-30 предназначался для подавления и уничтожения укрытых огневых средств и живой силы, а также разрушения полевых оборонительных сооружений противника. Снаряд состоял из выполненной в виде эллипсоида калибром 300 мм головной части, к которой был присоединен ракетный двигатель от снаряда М-13. Вес взрывчатого вещества в головной части снаряда составлял 28,9 кг. Такая конструкция снаряда позволила быстро освоить его в производстве, однако вследствие большого веса головной части и неудовлетворительной баллистической формы снаряда дальность его полета составляла всего 2800 м. Впрочем, этот недостаток компенсировался огромной разрушительной силой снаряда: взрываясь, такой снаряд оставлял после себя воронку семи-восьми метров в диаметре и до двух с половиной метров в глубину. Для запуска реактивных снарядов была разработана пусковая установка (станок) М-30. Конструкция установки предусматривала запуск снарядов непосредственно из их транспортной укупорки. В этой укупорке изготовленный на заводе реактивный снаряд транспортировался на огневую позицию, из нее же производился и пуск снаряда. Для осуществления пуска на внутренней поверхности укупорки имелись продольные деревянные бруски, обитые металлическими полосками, по которым скользили снаряды при пуске. С переднего торца укупорка имела съемное дно, что обеспечивало беспрепятственный выход снаряда при стрельбе. Пусковая установка представляла собой изготовленную из стальных уголковых профилей наклонную раму, на которую укладывались в один ряд четыре укупорки с реактивными снарядами М-30. Для обеспечения устойчивости пусковой установки при стрельбе в нижней ее части имелись сошники, а передняя часть рамы опиралась на съемные стойки, с помощью которых раме придавался необходимый угол возвышения. Направление стрельбы, определенное с помощью буссоли, задавалось непосредственно при установке рамы на позиции. Стрельба велась путем подачи импульса электрического тока к снаряду по проводам от обычной саперной подрывной машинки. Машинка обслуживала группу пусковых установок через специальное распределительное устройство «краб». Уже при создании снаряда М-30 конструкторам было ясно, что дальность его полета не в полной мере отвечает потребностям войск.

Поэтому в конце 1942 года на вооружение Красной Армии был принят новый тяжелый фугасный реактивный снаряд М-31. Этот снаряд, имея вес на 20 кг больше, чем у снаряда М-30, превосходил своего предшественника и по дальности полета (4325 м вместо 2800 м). Снаряды М-31 также запускались с пусковой установки М-30, однако эта установка весной 1943 г. была также модернизирована, в результате чего стала возможной двухрядная укладка снарядов на раму. Таким образом, с каждой такой пусковой установки запускались 8 снарядов вместо 4. В апреле 1944 г. на вооружение Красной Армии поступили еще более совершенные реактивные снаряды М-31УК (улучшенной мощности), в ракетную камеру которых вблизи центра тяжести были ввернуты четыре штуцера с Г-образными каналами. Выбрасываемые через эти отверстия пороховые газы двигателя заставляли снаряд вращаться вокруг продольной оси, что уменьшало боковое рассеивание снарядов за счет уменьшения влияния эксцентриситета силы тяги (смещение от двигателя относительно оси снаряда). Кучность новых снарядов была в 6 раз выше, чем у старых образцов — во столько же раз возросла и плотность огня дивизионов. Пусковые установки М-30 состояли на вооружении формировавшихся с середины 1942 г. гвардейских минометных дивизий, в каждой из которых имелось по три бригады четырех-дивизионного состава. Залп бригады составлял 1152 снаряда общим весом свыше 106 тонн. Всего в дивизии имелось 864 пусковых установки, которые могли одновременно выпустить 3456 снарядов М-30 — 320 тонн металла и огня! Формированию этих дивизий придавалось исключительное значение, о чем свидетельствует приказ Ставки от 27 июня 1942 г., которым предписывалось всем начальникам центральных управлений Наркомата обороны обеспечивать гвардейские минометные дивизии М-30 кадрами, вооружением и автотранспортом вне очереди. Начиная с апреля 1943 г. две артиллерийские дивизии прорыва (шестибригадного состава) и одна гвардейская минометная дивизия сводились в артиллерийские корпуса прорыва (к концу 1943 г. имелось 6 таких корпусов), в каждом из которых насчитывалось 712 орудий и минометов и 864 пусковые установки. Ввод в бой такой крупной артиллерийской группировки на ограниченном участке фронта как правило обеспечивал прорыв обороны противника.

Число направляющих 4
Калибр снаряда 300 мм
Время залпа 5–7 с
Дальность стрельбы до 2800 м
Вес снаряда 72 кг

http://www.chamtec.com/m30rehist.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)