Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Буксируемая артиллерия
#21
152-мм гаубица Д-1 обр. 1943 г.

[Изображение: 122h2.jpg]

После перехода Красной Армии к активным боевым действиям возникла необходимость в мощном, легком и маневренном орудии калибра 152 мм, способным справляться со всеми препятствиями, которые может встретить на своем пути пехота. 152-мм гаубицы обр. 1938 г., снятые с производства, все равно не подходили на эту роль из-за большой массы, и тогда КБ во главе с Ф.Ф. Петровым разработало новое орудие.

[Изображение: d1ph2.jpg]

Благодаря широкому использованию деталей от уже находящихся в серийном производстве орудий, от начала работы над гаубицей до успешного испытания первых пяти образцов прошло менее трех недель. Особенностью орудия было отсутствие традиционного передка, что наряду с увеличением диаметра колес позволило заметно увеличить скорость транспортировки.

[Изображение: d1sph3.jpg]

После перехода Красной Армии к наступательным боевым действиям возникла потребность в мощном, но относительно легком и маневренном орудии, способном эффективно уничтожать долговременные оборонительные сооружения противника. Орудием, оптимально удовлетворяющим этим требованиям, является гаубица калибром 152 мм. Однако производство 152-мм гаубиц обр. 1938 г. было свернуто в самом начале войны и восстановление производства требовало длительного времени. Кроме того, из-за большого веса и низкой маневренности она не в полной мере соответствовала потребностям войск. Создание новой 152-мм гаубицы было поручено конструкторскому бюро во главе с Ф.Ф. Петровым. Для сокращения сроков проектирования было решено наложить снабженный новым мощным дульным тормозом ствол 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на модернизированный лафет освоенной в производстве 122-мм гаубицы М-30. В качестве прицельных приспособлений было решено использовать прицел и панораму этой же гаубицы, а затвор заимствовать от 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. МЛ-20. На проектирование, изготовление пяти опытных образцов и испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней. 1-го мая 1943 года гаубицы были отправлены в Москву для проведения войсковых испытаний, а в конце мая новая гаубица была принята на вооружение Красной Армии под названием «152-мм гаубица обр. 1943 г. (Д-1)».
Благодаря широкой унификации с орудиями, находящимися в производстве, на освоение серийного выпуска 152-мм гаубицы Д-1 потребовалось всего полтора месяца и уже в июле 1943 г. она начала поступать на вооружение корпусных артполков и артиллерийских дивизий РГК. В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные снаряды успешно использовались и для борьбы с танками. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 12400 м.

При установке взрывателя на осколочное действие осколки снаряда разлетаются на площади 2100 м?: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве снаряда в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м. Для повышения маневренности гаубицы конструкторы отказались от использования традиционного передка. Это позволило не только снизить вес орудия в походном положении, но и сократить до 2 мин время перевода гаубицы из походного в боевое положение и обратно. Благодаря тому, что использованный при создании гаубицы Д-1 лафет гаубицы М-30 был усилен (в частности, усилена люлька, подрессоривание, использованы колеса большего размера с резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной), допустимая скорость транспортирования гаубицы Д-1 по асфальту или ровной грунтовой дороге составляет до 40 км/ч, по булыжной мостовой до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Опыт боевого использования 152-мм гаубицы Д-1 показал, что она является весьма надежным орудием, обладает высокой точностью стрельбы и хорошей живучестью.


Масса в боевом положении 3600 кг
Масса в походном положении 3640 кг
Калибр 152 мм
Начальная скорость снаряда 508 м/с
Угол возвышения от -3° до 63°30'
Угол горизонтального обстрела 58°
Скорострельность 3–4 выстр/мин
Дальность стрельбы до 12400 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 40 кг

http://www.chamtec.com/d1hist.htm
Ответ
#22
203—мм гаубица Б-4 обр. 1931 г.

[Изображение: b4ph1.jpg]

Работы над 203-мм гаубицей велись в СССР с 1927 г. в рамках перевооружения Красной Армии отечественными орудиями большой мощности. После испытаний гаубица в 1931 г. была принята на вооружение. Особенностью ее конструкции был особый гусеничный лафет, позволявший вести огонь без использования специальных платформ.

[Изображение: b401.jpg]

Орудие Б-4 предназначалось для уничтожения особо прочных и/или удаленных целей. Ее бетонобойный снаряд пробивал стену крепленого железобетона толщиной 1 м. При необходимости орудие использовалось и для борьбы с танками, которых поражало в основном фугасным действием своих снарядов.

Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.
После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица обр. 1931 г.». Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей.

Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра. Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах.

Согласно утвержденному в августе 1939 года плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу. После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.


Масса в боевом положении 17700 кг
Масса в походном положении 19 т
Калибр 203 мм
Начальная скорость снаряда (осколочно-фугасного) 575 м/с
Угол возвышения до 60°
Угол горизонтального обстрела 8°
Скорострельность 1 выстр/мин
Дальность стрельбы до 18 км
Вес фугасного снаряда 100 кг

http://www.chamtec.com/b4hist.htm
Ответ
#23
210-мм пушка—гаубица Бр-17 обр. 1939 г.

[Изображение: br17ph1.jpg]

Разработка пушки-гаубицы началась в 1938 г., когда конструкторской группе под руководством И.И. Иванова было поручено разработать проект 210-мм пушки на базе конструкторской документации, закупленной у чехословацкой фирмы «Шкода». Поскольку технология производства чешского орудия оказалась неподходящей, коллектив конструкторов фактически заново разработал проект орудия. Пушка отвечала всем требованиям, предъявленным к ней, но чего-либо выдающегося собой не представляла.

[Изображение: 210mm39ph1.jpg]

Начало разработки этой пушки относится к 1938 г., когда конструкторской группе под руководством И.И. Иванова было поручено разработать проект 210-мм пушки на базе конструкторской документации, закупленной у чехословацкой фирмы «Шкода». В связи с тем, что конструкция систем чехословацкой пушки по многим показателям не вписывалась в технологию завода «Баррикады», на котором должно было осуществляться производство пушек, конструкторам пришлось создавать пушку практически заново. Работа была завершена в исключительно короткие сроки и в 1939 году пушка была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «210-мм пушка обр. 1939 г.» (Бр-17).

Пушка предназначалась для действия по удаленным особо важным тыловым объектам противника и борьбы с его артиллерией.
Пушка имела лейнерованный ствол с поршневым затвором с пластическим обтюратором. Стрельба из пушки велась выстрелами раздельного картузного заряжания с фугасными снарядами весом 133 кг. Наибольшая дальность стрельбы составляла 29400 м. Пушка перевозилась на механической тяге и только в разобранном виде на трех повозках: ствольной, повозке для станка и повозке основания.

Корпусом каждой повозки являлась сама возимая часть пушки. Допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 25–30 км/ч. Перевод из походного положения в боевое занимал 5–6 часов.
Серийный выпуск пушек этого образца по разным причинам затягивался, так что к началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала лишь ограниченным количеством таких орудий.


Масса в боевом положении 44 т
Калибр 210 мм
Начальная скорость снаряда (фугасного) 800 м/с
Угол возвышения до 50°
Угол горизонтального обстрела 90°
Скорострельность 1 выстр/2 мин
Дальность стрельбы до 29400 м
Вес фугасного снаряда 133 кг

http://www.chamtec.com/210mm39hist.htm
Ответ
#24
280-мм мортира Бр-5 обр. 1939 г.

[Изображение: br5ph1.jpg]

Мортира была создана коллективом конструкторов под руководством И.И. Иванова и предназначалась для разрушения особо прочных железобетонных оборонительных сооружений. Конструктивно мортира представляла собой 280-мм ствол, положенный на лафет 203-мм гаубицы Б-4. Она обладала высокой проходимостью, могла вести огонь прямо с лафета. Опыт использования 280-мм мортиры в боевых действиях показал, что она является сильнейшим оружием с высокими тактико-техническими данными.

Мортира создана коллективом конструкторов под руководством И.И. Иванова. Она предназначалась для разрушения особо прочных железобетонных оборонительных сооружений. Конструктивно мортира представляла собой 280-мм ствол с поршневым затвором с пластическим обтюратором, положенный на унифицированный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 г. Конструкция лафета позволяла вести огонь из мортиры с достаточно большими углами возвышения. Для стрельбы использовались выстрелы раздельного картузного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами весом 246 кг. Максимальная дальность стрельбы фугасным снарядом составляла 10650 м, однако наиболее эффективным был навесной огонь из мортиры на относительно небольшие дальности. Как и 203-мм гаубица, мортира транспортировалась в разобранном виде (ствольная и лафетная части) на двух повозках при помощи гусеничных тягачей. Допустимая скорость движения по шоссе составляла 8–15 км/ч. На короткие расстояния мортиру можно было перевозить и в неразобранном виде.

Перед войной 280-мм мортиры обр. 1939 г. состояли на вооружении трех отдельных артиллерийских дивизионов РГК. Каждый дивизион имел три двухорудийные батареи, численность личного состава дивизиона составляла 454 человека. Опыт использования 280-мм мортиры в боевых действиях показал, что она является сильнейшим оружием с высокими тактико-техническими данными.

Масса в боевом положении 18400 кг
Масса в походном положении 19700 кг
Калибр 280 мм
Начальная скорость снаряда (фугасного) 356 м/с
Угол возвышения до 56°
Угол горизонтального обстрела 8°
Скорострельность 1 выстр/2 мин
Дальность стрельбы до 10650 м
Вес фугасного снаряда 246 кг

http://www.chamtec.com/280mm39hist.htm
Ответ
#25
305-мм гаубица Бр-18 обр. 1939 г.

[Изображение: br18ph1.jpg]

Разработка этого орудия велась параллельно с 210-мм пушкой-гаубицей Бр-17 на основе технической документации фирмы «Шкода». Обе артсистемы имели одинаковый лафет и различалисьлишь стволами. В начальный период Великой Отечественной войны нужды, да и возможности использования орудий такой мощности не было, зато они успешно применялись после перехода стратегической инициативы к Красной Армии.

Гаубица разрабатывалась конструкторской группой под руководством И.И. Иванова параллельно с разработкой 210-мм пушки и также на основании конструкторской документации фирмы «Шкода». Обе артиллерийские системы имели одинаковый лафет и отличались в принципе лишь стволами. Гаубица имела лейнерованный ствол калибром 305 мм и могла вести огонь фугасными снарядами весом 330 кг на дальность до 15580 м. Это позволяло использовать гаубицы для разрушения железобетонных оборонительных сооружений и особо важных объектов в тылу противника. Точное число произведенных 305-мм гаубиц неизвестно, однако в соответствии с предвоенными планами в составе Красной Армии формировались 5 отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК, на вооружении каждого из которых должно было находиться 8 гаубиц калибра 305 мм. Численность личного состава каждого дивизиона — 478 человек. Дивизионы 305-мм гаубиц, как и вся артиллерия, наиболее широко использовались во второй половине Великой Отечественной войны.

Тогда, как вспоминал маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, при осуществлении прорывов вражеской обороны «зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир. А иногда, перекрывая все и всех, вступали в дело и 305-мм гаубицы».

Масса в боевом положении 45700 кг
Калибр 305 мм
Начальная скорость снаряда (фугасного) 530 м/с
Угол возвышения до 70°
Угол горизонтального обстрела 90°
Скорострельность 1 выстр/3 мин
Дальность стрельбы до 16580 м
Вес фугасного снаряда 330 кг

http://www.chamtec.com/305mm39hist.htm
Ответ
#26
356-мм жедезнодорожная установка ТП-1 обр. 1939 г.

[Изображение: tp1ph1.jpg]

На момент начала войны на вооружении Красного Флота имелось большое количество крупнокалиберных береговых орудий, самые мощные из которых вместо стационарного лафета устанавливались на железнодорожные транспортеры. К таким установкам и относится ТП-1. Ее транспортер равномерно распределял нагрузку, что позволяло ей двигаться практически по всем путям СССР. В боекомплекте 356-мм орудия имелись фугасные, дальнобойные, бронебойные и комбинированные снаряды большой мощности.

[Изображение: tp1ph2.jpg]

К 22 июня 1941 г. в составе Военно-Морского Флота СССР имелось 332 батареи береговой артиллерии из 1224 орудий калибра 145— 356 мм. В это число входило значительное количество батарей, вооруженных пушками калибром 180 — 356 мм, установленными на железнодорожных транспортерах. Эти батареи были распределены между четырьмя флотами и предназначались для борьбы с вражеским флотом. Для решения задач в интересах сухопутных войск в феврале 1938 г. было выдано тактико-техническое задание на железнодорожную установку ТП-1. Основные работы по ее созданию производились на Новокраматорском механическом заводе (монтаж всей системы), заводах «Баррикады» (изготовление качающейся части) и «Красный Профинтерн» (изготовление железнодорожных тележек и балансиров). Установка ТП-1 в принципе представляла собой 356-мм лейнерованный ствол длиной 54,4 калибра (19,36 м), установленный на железнодорожный транспортер. Ствол был снабжен открывающимся вверх двухтактным поршневым затвором, обеспечивающим скорострельность 1,33 выстр/мин.В боекомплект установки входили снаряды четырех типов — бронебойный, фугасный, дальнобойный и комбинированный.
Бронебойный и фугасный снаряды имели одинаковую массу 750 кг и различались массой взрывчатого вещества. На расстоянии 11 км бронебойный снаряд должен был пробивать по нормали 440-мм броню, а на расстоянии 30 км — 230-мм. Дальнобойный был обычным фугасным снарядом, только меньшей массы (495 кг), благодаря этому фугасный летел на 48,9 км, а дальнобойный — на 60 км. Комбинированным считался подкалиберный снаряд. Масса подкалиберного снаряда с поддоном составляла 234,4 кг, а масса «активного снаряда» диаметром 230 мм— 126,8 кг. Дальность стрельбы — 120 км.

Орудие было установлено на железнодорожном транспортере, 16 осей которого были объединены в четыре четырехосные тележки. Таким образом, огромный вес орудия (360,4 т) равномерно передавался на рельсовый путь и обеспечивалась возможность движения системы по большей части железных дорог СССР. Конструкцией транспортера была предусмотрена также возможность перехода на узкую европейскую колею. Скорость движения системы составляла до 50 км/ч. Для перевода ее из походного положения в боевое требовалось примерно 3 часа. Стрельба могла вестись как с рельсов, так и с бетонного основания. В последнем случае угол горизонтального обстрела составлял 360.
В соответствии с предвоенными планами к концу 1942 г. предусматривалось изготовить 14 установок ТП-1, однако работы велись с отставанием от графика, так что к началу войны была изготовлена только одна качающаяся часть установки. В годы войны работы по этой установке не проводились.


Масса в боевом положении 360400 кг
Калибр 356 мм
Начальная скорость снаряда 530 м/с
Угол возвышенияот  -5° до 70°
Угол горизонтального обстрела 6°
Скорострельность 1 выстр/3 мин
Дальность стрельбы (фугасным снарядом) до 49 км
Вес фугасного снаряда 750 кг

http://www.chamtec.com/tp1hist.htm
Ответ
#27
500-мм железнодорожная установка ТГ-1 обр. 1939 г.

[Изображение: tg1ph1.jpg]

Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 г. параллельно с разработкой ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с меньшей длиной ствола. Дальнобойность ТГ-1 была ниже, чем у менее мощной установки, но фугасное действие снарядов было значительно сильнее. По своим качествам ТГ-1 была отличным орудием, планировалось начать его серийный выпуск, но этим планам помешала война.

Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 г. параллельно с разработкой установки ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м). Установка предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа. Весящий 85,1 т ствол установки был снабжен быстросменным лейнером (внутренней тонкостенной трубой с винтовыми нарезами) с двухтактным поршневым затвором. Скорострельность установки составляла 1 выстрел в две минуты. Стрельба могла вестись снарядами двух типов: бетонобойным, весом 2050 кг (вес взрывчатого вещества 205 кг), и фугасным, весом 1470 кг (вес взрывчатого вещества 276 кг). При угле падения 70° бетонобойный снаряд был способен пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 19,5 км.В качестве ходовой части установки использовался 16-осный железнодорожный транспортер, унифицированный с транспортером установки ТП-1. Транспортер обеспечивал переброску весящей 353,3 т установки по всем нормальным железнодорожным путям СССР со скоростью до 50 км/ч. Длина транспоргера между буферами составляла 33,9 м. Смонтированные на нем подъемные механизмы позволяли придавать стволу гаубицы углы возвышения от 15 до 70°. Угол горизонтальной наводки составлял всего 6°, так что для обеспечения большего угла горизонтальной наводки предусматривалось в каждом отдельном случае строить

специальные закругленные железнодорожные полосы (усы), передвигаясь по которым, транспортер мог менять угол обстрела. Из походного положения в боевое и обратно установка переводилась за 3 часа. По своим конструктивным решениям и боевым характеристикам установка ТГ-1 была первоклассным орудием. На вооружение артиллерии РГК Красной Армии планировалось принять к концу 1942 г. 16 таких установок, однако к концу войны была изготовлена только одна установка ТГ-1 на упрощенном транспортере, предназначенном для проведения испытаний. Установка прошла заводские испытания на Новокраматорском механическом заводе, однако в связи с началом войны работы над ней были прекращены.


Масса в боевом положении 353300 кг
Калибр 500 мм
Начальная скорость снаряда 580 м/с
Угол возвышения до 70°
Угол горизонтального обстрела 6°
Скорострельность 1 выстр/2 мин
Дальность стрельбы (фугасным снарядом) до 25 км
Вес фугасного снаряда 1450 кг

http://www.chamtec.com/tg1hist.htm
Ответ
#28
25—мм зенитная пушка 72—К обр. 1940 г.

[Изображение: 25mm40ph2.jpg]

25-мм автоматическая зенитная пушка имела стандартное для подобных орудий устройство. Особенностью было наличие механизма взаимной замкнутости, обеспечивавшего мгновенное самостоятельное начало стрельбы после замены обоймы. В комплекте пушки имелись и бронебойные снаряды, пробивавшие броню всех легких танков Вермахта.

[Изображение: 25mmph9.jpg]

В годы Второй Мировой войны 25-мм автоматическая зенитная пушка широко использовалась частями Красной Армии для борьбы с самолетами на дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м. В случае необходимости из нее можно было стрелять и по легким танкам и бронемашинам.

[Изображение: photo280.jpg]

Пушка разработана в 1940 г. конструкторским бюро под руководством М.Н. Логинова и состоит из автомата, автоматического зенитного прицела, станка с механизмами наводки, уравновешивающего механизма, щитового прикрытия и повозки. Автомат включает в себя ствол с затвором, механизмы автоматического заряжания (магазин и лоток с досылателем), противооткатные устройства и люльку.

Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора, взведение ударника, выбрасывание гильзы, подача и досылка патрона, закрывание затвора и спуск ударника), происходят автоматически, за счет использования энергии отдачи. Стрельба из пушки может вестись непрерывным (автоматическим) или одиночным огнем. При этом обеспечивается скорострельность до 240 выстрелов в минуту. Пушка имеет вертикальный клиновой затвор, который действует при стрельбе автоматически. Для открывания затвора вручную при первом заряжании или перезаряжании имеется ручка, расположенная на люльке.

Механизмы автоматического заряжания состоят из магазина и лотка с досылателем. Пока в магазине имеются патроны, механизмы обеспечивают непрерывную автоматическую подачу патронов на лоток досылателя и досылку их в патронник ствола. Магазин имеет механизм взаимной замкнутости, при помощи которого стрельба автоматически прекращается в тех случаях, когда заряжающий не успевает вложить в магазин очередную обойму с патронами, и возобновляется при вкладывании обоймы с патронами без всякого перезаряжания. Ствол пушки снабжен легко сменяемой трубой, замена которой производится в случае сильного нагрева при непрерывной стрельбе, а также в случае ее повреждения. Для предохранения наводчиков от ослепления при выстреле и для смягчения резкости звука выстрела на ствол установлен пламегаситель. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки расположены на станке с правой стороны. Скорость вертикальной наводки составляет 7/30° за один оборот маховика поворотного механизма. Угол вертикального обстрела составляет от -10° до +85°. Угол горизонтального обстрела не ограничен. Управление огнем из пушки осуществляется с помощью автоматического зенитного прицела.

Прицел обеспечивал решение задач встречи снаряда с целью, то есть выработку упрежденных координат цели по входным данным: наклонной дальности, скорости, курсу и углу пикирования или кабрирования цели. Для стрельбы из 25-мм автоматической зенитной пушки обр. 1940 г. применялись унитарные патроны с осколочно-зажигательными трассирующими гранатами или бронебойно-трассирующими снарядами. Осколочно-зажигательная трассирующая граната предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Граната имела головной взрыватель К-20 мгновенного действия. Если граната не попадала в цель, то во избежание поражения своих войск осколками при ее падении примерно через 5 секунд после взлета производилась самоликвидация гранаты в воздухе. Самоликвидация производилась через трассер. Бронебойно-трассирующий снаряд предназначался для стрельбы по легким танкам и бронемашинам. Снаряд сплошной (не имел разрывного заряда).

Средством воспламенения служила капсюльная втулка КВ-2. На малой и средней дальности снаряд пробивал броню всех легких танков и бронемашин противника.

С учетом опыта использования пушки для стрельбы по наземным целям начиная с 1943 г. она выпускалась со щитовым прикрытием, предохранявшим расчет и материальную часть пушки от поражения пулями и осколками снарядов. Для транспортирования пушки использовалась четырехколесная повозка с независимым подрессориванием для каждого колеса. Колеса — автомобильного типа с шинами, наполненными губчатой резиной. Для возможности изменения направления движения орудия передний ход сделан поворотным. В боевом положении повозка не отделялась, а использовалась в качестве основания. При переводе из походного в боевое положение пушка опускалась на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов. Крестообразно расположенные опоры придавали пушке необходимую устойчивость во время стрельбы в любом направлении при всех углах возвышения. Плавное и легкое опускание и подъем пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно обеспечивалось специальными пружинными амортизаторами, находящимися внутри переднего и заднего концов продольной балки повозки.

Для того, чтобы перевести пушку из походного положения в боевое, натренированному орудийному расчету требовалось 40–45 секунд. Горизонтирование пушки производилось по уровням домкратами, расположенными на концах продольной балки, а также откидными боковыми упорами повозки. Конструкция повозки позволяла транспортировать пушку по асфальтовому шоссе со скоростью до 60 км/ч, а по булыжной мостовой и грунтовым дорогам — со скоростью от 15 до 45 км/ч. Особенно высокой мобильностью обладали пушки, установленные на грузовых автомашинах ГАЗ-АА. Некоторое количество пушек использовалось в виде стационарных зенитных установок. Они устанавливались на так называемых «столиках». Общее количество 25-мм зенитных пушек обр. 1942 г., поставленных промышленностью Красной Армии в годы войны, составляет 4560 единиц. В 1943 г. на базе 25-мм зенитной пушки обр. 1940 г. была разработана спаренная 25-мм зенитная установка 94-КМ (два автомата 72-К). В течение 1944–1945 гг. Красной Армии было поставлено 337 таких установок, которые монтировались как на штатных повозках 25-мм зенитных пушек, так и на грузовых автомобилях ЗИС-11.


Масса в боевом положении 1170 кг
Масса в походном положении 1230 кг
Калибр 25 мм
Начальная скорость снаряда 910 м/с
Угол возвышения от -10° до 85°
Угол горизонтального обстрела 360°
Теоретическая скорострельность 240 выстр/мин
Практическая скорострельность 70 выстр/мин
Досягаемость по высоте до 2 км
Дальность стрельбы до 6 км
Вес снаряда (бронебойно-трассирующего) 286 г

http://www.chamtec.com/25mm40hist.htm
Ответ
#29
37-мм зенитная пушка 61-К обр. 1939 г.

[Изображение: 3701.jpg]

Эта зенитная пушка была разработана в 1939 г., и наряду с 85-мм зенитной пушкой 52-К в течение всей войны была основным средством борьбы с авиацией противника. Пушка отличалась повышенной устойчивостью к загрязнениям и отсутствию смазки, ее конструкция считалась очень надежной. Главный недостаток орудия заключался в сложности быстрой замены использованного магазина на новый, что было вызвано постоянным движением приемного отверстия вместе со стволом.

[Изображение: 61kph11.jpg]

Зенитный прицел АЗП-37-1 автоматически вырабатывал вертикальные и боковые учреждения. Все данные о цели, за исключением расстояния, вычислялись на глаз. Упреждающий огонь пушки был эффективен против самолетов, летящих со скоростью до 540 км/ч. Суть этого метода стрельбы заключается в том, что ствол орудия оказывался направленным в так называемую упреждающую точку, в которую цель подойдет за время полета снаряда. С 1943 г. все орудия 61-К оснащались щитовым прикрытием для расчета из пяти человек. В конце войны была разработана спаренная установка из двух орудий на одном лафете, «звездный час» которой наступил во время войны во Вьетнаме.

37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 года разработана конструкторами И.А. Ляминым и Л.В. Люльевым под руководством М.Н. Логинова — главного конструктора завода им. Калинина. Наряду с 85-мм зенитной пушкой обр. 1939 года, эта пушка в годы войны являлась основным средством Красной Армии для прикрытия войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника. Кроме того, устройство пушки и прицела позволяло при необходимости вести стрельбу прямой наводкой. В соответствии с предвоенными планами на вооружении Красной Армии должны было состоять 9132 такие пушки, из них 1000 единиц — в мобилизационном резерве. Однако к 1 июля 1940 года промышленностью было изготовлено лишь 147 пушек, а к 1 января 1941 года — 544 пушки.

Конструкция 37-мм зенитной пушки во многом аналогична конструкции 25-мм зенитной пушки. Она также состоит из автомата, автоматического зенитного прицела, станка с механизмами вертикальной и горизонтальной наводки, уравновешивающего механизма, щитового прикрытия и повозки. Автоматика пушки работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходит во время отката, а закрывание — после наката ствола и досылки очередного патрона. Питание автомата пушки производится из металлических обойм емкостью 5 выстрелов каждая. Обоймы вручную устанавливаются в приемник над ствольной коробкой. Система автомата пушки обеспечивает техническую скорострельность 180 выстрелов в минуту, практическая скорострельность составляет 60 выстрелов в минуту.

Ствол пушки представляет собой свободную трубу, вставленную в кожух. На кожух навинчен казенник, в котором помещен вертикальный клиновой затвор. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепится снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собран на стволе и находится внутри горловины люльки. Наведение пушки на цель осуществляется с помощью подъемного и поворотного механизмов, снабженных ручными приводами. Подъемный механизм имеет зубчатый сектор, а поворотный механизм с помощью шестерни связан с зубчатым венцом. Подъемный и поворотный механизмы обеспечивают ведение кругового обстрела с углами вертикального наведения от -5° до +85°.

Для управления стрельбой на пушке устанавливался автоматический зенитный прицел АЗП-37-1, который вырабатывал вертикальные и боковые упреждения и позволял наводить пушку непосредственно в цель. Входные данные в прицел вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась с помощью стереодальномера. При совмещении наводчиками перекрестий визира прицела с целью ствол орудия оказывался направленным в так называемую упреждающую точку, куда цель подойдет во время полета снаряда. Такой метод был достаточно эффективным при огне по цели, летящей со скоростью до 540 км/ч.

Стрельба из пушки во время боя производилась посредством унитарных выстрелов осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. При ведении огня по наземным бронированным целям бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 500 м пробивал броню толщиной 40 мм, а на дальности 1000 м — 31 мм. Как в походном, так и в боевом положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7. Повозка имела подрессоренные колеса автомобильного типа и обеспечивала скорость движения по хорошей дороге до 60 км/ч. Задний ход повозки был жестко соединен с продольной балкой повозки, а передний ход может поворачиваться при помощи балансира в плоскости, перпендикулярной к продольной балке, благодаря чему обеспечивается большая устойчивость орудия на походе. Как и в случае 25-мм зенитной пушки, для перевода 37-мм зенитной пушки из походного положения в боевое орудие опускалось на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов.

Горизонтирование орудия производилось при помощи уровней четырьмя домкратами, смонтированными на концах четырех крестообразно расположенных станин повозки. Во время стрельбы на платформе станка обычно находились пять номеров расчета, для защиты которых от пуль и осколков снарядов на пушке с 1943 года устанавливалось щитовое прикрытие.

37-мм зенитная пушка обр. 1939 года использовалась частями Красной Армии в течение всей Великой Отечественной войны. Она состояла на вооружении армейских полков ПВО (три четырехорудийные батареи 37-мм пушек и две роты зенитных пулеметов ДШК) и отдельных зенитных артиллерийских дивизионов (двенадцать 37-мм пушек) стрелковых дивизий и соединений других родов войск. Несомненными достоинствами пушки были надежная работа механизмов в условиях загрязнения и отсутствия смазки, непрерывное питание автомата патронами и удобство обслуживания. Некоторые затруднения вызывало то обстоятельство, что обойму с патронами приходилось вставлять в приемник, постоянно движущийся вместе с качающейся частью пушки. Это требовало от заряжающего постоянного внимания, так как неправильно вставленная в магазин обойма с патронами вызывала движение патронов в приемнике с перекосом, что в свою очередь приводило к задержкам.

За годы войны промышленностью было поставлено Красной Армии более 22600 37-мм зенитных пушек обр. 1939 года на четырехколесной повозке ЗУ-7. Кроме того, на завершающем этапе войны в войска начала поступать зенитная самоходная установка СУ-37, созданная на базе самоходной установки СУ-76М и вооруженная 37-мм зенитным автоматом 61-К. Автомат был установлен в открытой сверху башне кругового вращения. Толщина броневых листов башни составляла 15 мм, а корпус самоходной установки был сварен из броневых листов толщиной 10 мм, 15 мм и 30 мм.

37-мм автоматические пушки во всех вариантах внесли весьма важный вклад в победу над врагом. Если за период войны наземными средствами ПВО сухопутных войск фронтов сбито 21645 самолетов противника, то 14657 из них приходится на долю зенитной артиллерии малого калибра (25 мм и 37 мм). Средний расход снарядов на один сбитый самолет составлял 905 штук. В целях повышения плотности зенитного огня в конце войны была разработана двухорудийная установка В-47, состоявшая из двух автоматов 61-К на четырехколесной повозке. Установка могла вести круговой обстрел с углами вертикального наведения от -5° до +87°. Ее вес составлял 2830 кг. В 1945 году была изготовлена лишь опытная партия в составе пяти установок, так что в Великой Отечественной войне она не применялась. Ее «звездный час» наступил во время войны во Вьетнаме, где она достаточно эффективно использовалась против американских вертолетов и реактивных самолетов.


Масса в боевом положении 2100 кг
Калибр 37 мм
Начальная скорость снаряда 880 м/с
Угол возвышения от -10° до 85°
Угол горизонтального обстрела 360°
Теоретическая скорострельность 180 выстр/мин
Практическая скорострельность 60 выстр/мин
Досягаемость по высоте до 6500 м
Дальность стрельбы до 8500 м
Вес снаряда (осколочно-трассирующего) 732 г

http://www.chamtec.com/61khist.htm
Ответ
#30
76-мм зенитная пушка обр. 1938 г.

[Изображение: 76mm38ph1.jpg]

76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. представляет собой результат проведенной модернизации первой советской 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. В целях упрощения и ускорения перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, а также повышения маневренности зенитных пушек, вместо двухколесной платформы для 76-мм зенитной пушки была разработана четырехколесная платформа ЗУ-8, на которую и была наложена качающаяся часть 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.

76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. представляет собой результат проведенной в 1938 г. модернизации первой советской 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. Пушка обр. 1931 г. была вполне современным орудием с хорошими баллистическими характеристиками. Ее лафет с четырьмя откидными станинами обеспечивал круговой обстрел, причем при весе снаряда 6,5 кг вертикальная дальность стрельбы составляла 9 км. Существенным недостатком пушки являлось то, что перевод ее из походного положения в боевое занимал относительно много времени (более 5 минут) и представлял собой довольно трудоемкую операцию.


В целях упрощения и ускорения перевода пушки из походного в боевое положение и обратно, а также повышения маневренности зенитных пушек вместо двухколесной платформы для 76-мм зенитной пушки была разработана четырехколесная платформа ЗУ-8, на которую и была наложена качающаяся часть 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. Созданное таким образом зенитное орудие получило название «76-мм зенитная пушка обр. 1938 г.» и сменило в производстве пушку обр. 1931 г.

Конструкция пушки состоит из следующих основных частей: ствола с затвором, люльки с противооткатными устройствами, вертлюга с механизмами наводки, уравновешивающим механизмом, прицельными приспособлениями и щитовым прикрытием, а также из тумбы и платформы с передним и задним ходом. Ствол с затвором и люлька с противооткатными устройствами составляют качающуюся часть орудия. Качающаяся часть вместе с вертлюгом и собранными на нем механизмами составляют вращающуюся часть орудия. К неподвижным частям относятся тумба и платформа с передним и задним ходами.

76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. является полуавтоматической пушкой, так как открывание затвора, экстрактирование стреляных гильз и закрывание затвора во время стрельбы производятся автоматически, а подача патронов в патронник и выстрел производятся вручную. Наличие механизмов полуавтоматики обеспечивает высокую боевую скорострельность пушки — до 20 выстрелов в минуту. Подъемный механизм позволяет вести огонь в диапазоне углов вертикальной наводки от -3° до 82° . В горизонтальной плоскости стрельба может вестись в любом направлении.

Стрельба из пушки велась унитарными осколочными и бронебойными снарядами весом соответственно 6,61 и 6,5 кг. Вертикальная досягаемость осколочных снарядов, которыми велся огонь по самолетам, составляла 9250 м. Бронебойные снаряды использовались для стрельбы по бронированным целям. При начальной скорости бронебойного снаряда 816 м/с он на дальности 500 м пробивал броню толщиной 78 мм, а на дальности 1000 м — 68 мм. Дальность прямого выстрела составляла 975 м.

Прицельные приспособления пушки позволяли вести огонь по воздушным целям как с использованием прибора управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО), так и без него. Была предусмотрена также возможность ведения огня по наземным целям, в том числе и прямой наводкой. Для определения текущих координат, по которым в ПУАЗО вырабатывались данные стрельбы (баллистические координаты), в каждой батарее имелся стереоскопический дальномер, при помощи которого определялись дальность, высота и угловые координаты.

Пушка с помощью тумбы устанавливалась на четырехколесной платформе (повозке) ЗУ-8, снабженной передним и задним колесными ходами и четырьмя расположенными крестообразно упорами, обеспечивающими устойчивость пушки при стрельбе при различных углах возвышения в любом направлении. Горизонтирование системы производилось четырьмя домкратами, расположенными на концах упоров платформы, по четырем уровням, установленным на упорах.

Четырехколесная платформа обладает большой проходимостью и подвижностью. Каждое колесо платформы имело независимое подрессоривание. Передние колеса платформы — поворотные, задние — неповоротные и имеют тормозное устройство. Передний ход платформы соединен с задним шарнирно, что создает боковую устойчивость системы на походе при движении по неровной местности и увеличивает живучесть платформы. Крепление откидных упоров по-боевому и по—походному производится полуваликами, находящимися на кронштейнах откидных упоров. В походном положении откидные (боковые) упоры отводятся к заднему ходу и крепятся к раме. При переводе из походного положения в боевое система с платформой опускается тарелями домкратов на грунт.

Плавное и достаточно легкое опускание и подъем системы с платформой обеспечиваются двумя пружинными механизмами перевода из походного положения в боевое и обратно, расположенными в раме платформы. Передние и задние ходы в боевом положении связаны с платформой, поэтому они своим весом способствуют устойчивости системы при стрельбе. Благодаря применению платформы ЗУ-8 время перевода системы из походного положения в боевое сократилось по сравнению с 76-мм пушкой обр. 1931 г. до 1 — 1,5 мин, а наличие у платформы независимого подрессоривания колес позволило перевозить орудие со скоростью до 50 км/ч вместо 35 км/ч.

В соответствии с предвоенными планами зенитный дивизион каждой стрелковой дивизии Красной Армии наряду с двумя четырехорудийными батареями 37-мм зенитных пушек должен был иметь и четырехорудийную батарею 76-мм зенитных пушек. Кроме того, в состав каждого корпуса включался зенитный артиллерийский дивизион в составе трех шестиорудийных батарей 76-мм зенитных пушек. Всего с учетом зенитных артиллерийских полков ПВО страны и дивизионов РГК и ВВС планировалось иметь 4204 зенитные пушки калибром 76 мм. Эта программа не была реализована прежде всего из-за нехватки времени, а также вследствие того, что освоенная в производстве платформа ЗУ-8 была использована при создании более мощного 85-мм зенитного орудия обр. 1939 г. В связи с нецелесообразностью одновременного производства двух зенитных орудий среднего калибра предпочтение было отдано 85-мм зенитной пушке, которая с небольшими изменениями выпускалась промышленностью в течение всей Великой Отечественной войны.


Масса в боевом положении 4300 кг
Калибр 76,2 мм
Начальная скорость снаряда 816 м/с
Угол возвышения от -3° до 82°
Угол горизонтального обстрела 360°
Скорострельность 20 выстр/мин
Досягаемость по высоте до 9250 м
Дальность стрельбы до 14600 м
Вес броенебойного снаряда 6610 г

http://www.chamtec.com/76mm38hist.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)