Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Буксируемая артиллерия
#11
100-мм полевая пушка БС-3 обр. 1944 г.

[Изображение: bs3ph1.jpg]

Мощная противотанковая пушка БС-3 была разработана в 1944 г., когда броня немецких танков и САУ стала слишком толстой для 76-мм пушек. Нестандартный для советской артиллерии калибр 100 мм, а не хорошо освоенный 107 мм, выбран потому, что 107-мм снаряды имелись только раздельного заряжания, что было неприемлемо для скоростной противотанковой пушки. Зато для нужд флота выпускался 100-мм унитарный снаряд, под который и было сконструировано сухопутное орудие.

Полевая пушка БС-3, принятая на вооружение Красной Армии в мае 1944 года, использовалась в основном в качестве мощного противотанкового орудия. В частности, с помощью пушек БС-3 был остановлен прорыв немецких танков у озера Балатон в марте 1945 года. При создании этой пушки конструкторы КБ под руководством В.Г. Грабина широко использовали накопленный ими опыт создания полевых и противотанковых пушек, а также внедрили ряд новых разработок, получивших широкое распространение в артиллерийских конструкциях послевоенного периода. В этой пушке впервые было применено торсионное подрессоривание, которое наряду с гидропневматическим уравновешивающим механизмом обеспечило легкость и компактность узлов пушки. Лафет пушки выполнен по схеме обращенного опорного треугольника. Это позволило снизить нагрузку на станины при стрельбе на максимальных углах поворота верхнего станка. Таким образом, если в обычных схемах лафета каждую станину необходимо рассчитывать на 2/3 силы отдачи орудия, то по новой схеме сила, действующая на станину при любом угле горизонтальной наводки, не превышает 1/2 силы отдачи. Это позволило существенно уменьшить вес станин и орудия в целом. Определенный интерес представляют и причины выбора для этого орудия калибра 100 мм, а не 107 мм, под который в 1940 г, уже было сконструировано орудие М-60 аналогичного назначения. Дело в том, что разработанный и выпускавшийся до войны для орудия М-60 выстрел был раздельного заряжания и не позволял достичь нужной для противотанковой пушки скорострельности. В то же время для нужд флота промышленностью выпускался 100-мм унитарный патрон, который позволял создать орудие, дульная энергия которого была бы примерно в полтора раза больше, чем у орудия М-60 образца 1940 г. Благодаря наличию клинового затвора с вертикально перемещающимся клином с полуавтоматикой, расположению механизмов вертикальной и горизонтальной наводки с одной стороны орудия, а также применению унитарных выстрелов скорострельность пушки составляет 8—10 выстрелов в минуту. Стрельба из пушки велась унитарными патронами с бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными гранатами. Бронебойно-трассирующий снаряд с начальной скоростью 895 м/с на дальности 500 м при угле встречи 90° пробивал броню толщиной 160 мм. Дальность прямого выстрела составляла 1080 м. Стрельба осколочно-фугасными гранатами весом 15,6 кг велась при использовании пушки в качестве корпусного орудия для борьбы с артиллерией противника и подавления дальних целей.

Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой составляла 20650 м. Для стрельбы прямой наводкой использовался оптический прицел ОП1-5, а для стрельбы с закрытых позиций — панорамный прицел С71А-5. Определенную трудность при создании пушки представлял выбор колес для лафета. Для повышения технологичности орудий и снижения их стоимости КБ В.Г. Грабина обычно использовало стандартные автомобильные колеса. Для весящей в боевом положении 3650 кг пушки БС-3 колеса грузовых автомобилей типа ЗИС-5 не подходили, а колеса следующего типоразмера от автомобилей ЯАЗ были слишком велики. Поэтому на пушке было решено установить спаренные колеса от ЗИС-5. Снабженные этими колесами пушки могли транспортироваться механической тягой с достаточно большими скоростями. Мобильная, обладающая хорошими баллистическими характеристиками пушка БС-3 успешно использовалась частями Красной Армии на последнем этапе войны. Пушка состояла на вооружении легких артиллерийских бригад 3-полкового состава (сорок восемь 76-мм и двадцать 100-мм пушек), входивших в состав танковых армий. За отличную бронепробиваемость, обеспечивающую поражение любого танка противника, солдаты-фронтовики присвоили ей имя «Зверобой». До конца Великой Отечественной войны промышленностью было поставлено Красной Армии около 400 пушек БС-3.

Масса в боевом положении 3650 кг
Масса в походном положении 3650 кг
Калибр 100 мм
Начальная скорость снаряда 900 м/с
Угол возвышения от -5° до 45°
Угол горизонтального обстрела 58°
Скорострельность8–10 выстр/мин
Дальность стрельбы до 20 км
Дальность прямого выстрела до 1070 м
Бронепробиваемость (по нормали на дальности 500 м) 160 мм
Бронепробиваемость (по нормали на дальности 1000 м) 150 мм
Вес снаряда 15600 г

http://www.chamtec.com/bs3hist.htm
Ответ
#12
107-мм пушка обр. 1910/30 г.

[Изображение: 107mm10ph2.jpg]

Эта пушка, разработанная для царской армии специалистами фирмы «Шнейдер», благодаря исключительным боевым свойствам была оставлена на вооружении Красной Армии. В 1930 г. была проведена модернизация орудия: удлинен и оснащен дульным тормозом ствол, удлинена люлька, применено раздельное заряжание. Но основные недостатки орудия, такие, как низкая скорость транспортировки и малый угол горизонтальной наводки, не были устранены.

[Изображение: 107mmph1.jpg]

107-мм полевая тяжелая пушка обр. 1910 г. первоначально изготавливалась для русской армии на заводах фирмы «Шнейдер» во Франции. Пушка использовалась в сражениях Первой Мировой и Гражданской войн. Вследствие большой настильности траектории и большого числа шрапнельных пуль (более 600) действие шрапнели этой пушки по открытым живым целям было в два с лишним раза губительнее, чем действие 76,2-мм шрапнели. Поражаемая площадь была обширнее: на средней дальности (около 4 км) — до 800 м в глубину (у 76,2-мм пушки — около 500 м) при относительно небольшой ширине — 40–50 м. Дальность стрельбы гранатой 107-мм пушки составляла до 12,5 км, что являлось весьма ценным свойством для поражения на больших расстояниях противника, находящегося в походных колоннах или в местах сосредоточения. При отличных баллистических характеристиках пушка обладала относительно малым весом и легко перевозилась конной тягой как на походе, так и на поле боя. В числе других лучших орудий русской армии 107-мм пушка обр. 1910 г. была оставлена на вооружении Красной Армии.

К 1930 г. конструкторское бюро Оружейно-арсенального треста Артиллерийского комитета ГАУ разработало проект модернизации пушки. После проведенных в 1930 году опытных стрельб модернизированная пушка была принята на вооружение под наименованием «107-мм пушка обр. 1910/30 гг.». В результате модернизации в пушке были введены следующие конструктивные изменения: удлинен ствол на 10 калибров, принят дульный тормоз, удлинена зарядная камора, принято раздельное заряжание, в боевой комплект введен снаряд дальнобойной формы, качающаяся часть уравновешена за счет укорочения люльки на 160 мм и введения дополнительного груза сверху казенной части ствола и на задней связи люльки, в подъемном механизме изменено передаточное число.

Несмотря на то, что в результате модернизации боевые качества пушки были значительно повышены (например, дальность стрельбы увеличилась с 12500 до 16350 м), основные ее недостатки, обусловленные конструкцией лафета, устранить не удалось: угол горизонтального обстрела составлял всего 6 градусов, а допустимая скорость передвижения — до 6 км/ч. Когда же начальник ГАУ маршал Г.И. Кулик поставил вопрос об использовании 107-мм пушки для борьбы с якобы имевшимися у Германии танками с противоснарядной броней, стало очевидным, что для этих целей пушка обр. 1910/30 гг. не подходит и необходимо разработать новую пушку. Такая пушка была разработана конструкторским бюро Ф.Ф. Петрова под обозначением М-60, однако ее валовое производство до начала войны развернуто не было. 107-мм пушка обр. 1910/30 гг. как корпусное орудие использовалась на начальном этапе войны и лишь в 1944 г. была заменена 100-мм пушкой БС-3.


Масса в боевом положении 2536 кг
Масса в походном положении 3 т
Калибр 107 мм
Начальная скорость снаряда 670 м/с
Угол возвышения от -5° до 37°
Угол горизонтального обстрела 6°
Скорострельность 5–6 выстр/мин
Дальность стрельбы до 16350 м
Дальность прямого выстрела до 1070 м
Вес снаряда 17180 г

http://www.chamtec.com/107mm10hist.htm
Ответ
#13
107-мм пушка М-60 обр. 1940 г.

[Изображение: 107mm40ph2.jpg]

Пушка была разработана в 1938 году конструкторским бюро под руководством Ф.Ф. Петрова. Принятию пушки на вооружение и освоению ее в производстве предшествовала весьма острая дискуссия, вызванная предложением начальника ГАУ маршала Г.И. Кулика снять с производства противотанковые и дивизионные пушки калибра 45 и 76 мм и вместо них начать выпуск 107-миллиметровых пушек. Свое предложение он мотивировал якобы имевшим место перевооружением немецкой армии танками с броней увеличенной толщины и повышенного качества. В связи с тем, что Наркомат вооружения во главе с Б.Л. Ванниковым был против предложения маршала Кулика, считая его не только нецелесообразным, но и грозящим опасными последствиями, была создана комиссия под руководством члена политбюро А.А. Жданова, которая должна была «разобраться с этим вопросом». Поручая Жданову возглавить работу комиссии, И.В. Сталин похвалил 107-мм пушку, с высокими боевыми качествами которой он был знаком со времен Гражданской войны. При этом он имел в виду пушку обр. 1910 г., Жданов же реплику Сталина принял как одобрение проекта Кулика, что и предопределило выводы комиссии: производство пушек калибром 45 и 76 миллиметров немедленно прекратить и вывезти из цехов все оборудование, которое не может быть использовано для изготовления пушек калибром 107 миллиметров.

[Изображение: 107mm40.jpg]

107-мм пушка обр. 1940 г. представляла собой вполне отвечавшее требованиям того времени орудие, состоявшее из двух основных частей: ствола с затвором и лафета. В отличие от пушки обр. 1910/30 гг. лафет этой пушки снабжен двумя раздвигающимися в боевом положении станинами и двухколесным боевым ходом с подрессориванием. Такая конструкция лафета обеспечила угол горизонтального обстрела 60° и позволила транспортировать пушку с максимально допустимой скоростью 35 км/ч. Для защиты орудийного расчета от огня стрелкового орудия и осколков снарядов лафет имеет щитовое прикрытие. Боекомплект пушки состоит из выстрелов раздельного заряжания, аналогичных выстрелам 107-мм пушки обр. 1910/30 гг.

Кроме осколочно-фугасных снарядов, в боекомплект этой пушки введены также бронебойные снаряды, что позволило использовать пушку и для борьбы с танками (по 24 такие пушки должны были входить в состав вооружения каждой из 10 противотанковых бригад, формировавшихся в предвоенное время). Для управления стрельбой на пушках устанавливались панорамные прицелы с независимой линией прицеливания.

Как уже указывалось выше, опытные образцы пушки были созданы в 1938 г. Полигонные испытания пушки проводились в 1939–1940 гг. Они выявили ряд недостатков, на устранение которых и на освоение в производстве принятой на вооружение пушки ушло немало времени, так что к началу войны была выпущена сравнительно небольшая партия этих пушек. Уже первые месяцы войны показали, что для ведения боевых действий в качестве дивизионного и противотанкового орудия 107-мм пушка обр. 1940 г. слишком тяжела и громоздка. Недостаточно высокой была и скорострельность (5–6 выстрелов в минуту), обусловленная использованием выстрелов раздельного заряжания. По этим причинам, а также в связи с эвакуацией завода, на котором было организовано производство пушки, ее производство было прекращено и в исключительно трудных условиях военного времени восстановлено производство пушек калибра 45 и 76 миллиметров.


Масса в боевом положении 4 т
Масса в походном положении 4300 кг
Калибр 107 мм
Начальная скорость снаряда 737 м/с
Угол возвышения от -5° до 45°
Угол горизонтального обстрела 60°
Скорострельность 5–6 выстр/мин
Дальность стрельбы до 18130 м
Вес снаряда 17180 г

http://www.chamtec.com/107mm40hist.htm
Ответ
#14
122-мм гаубица обр. 1910/30 г.

[Изображение: 122mm09ph2.jpg]

Две сходных 122-мм гаубицы обр. 1910/30 и 1910/37 годов были созданы после русско-японской войны, и являлись лучшими орудиями подобного класса в российской армии. В числе других лучших орудий они перекочевали в Красную Армию, где были модернизированы.

[Изображение: 122mm1030ph3.jpg]

Отличительной чертой гаубиц была высокая дальнобойность при относительно низкой массе. Недостатками же были низкая маневренность и недостаточные углы горизонтального обстрела. В ходе войны они были постепенно заменены 122-мм гаубицами М-30.

[Изображение: photo52.jpg]

В начальный период Великой Отечественной войны гаубицы 122-мм обр. 1909/37 и 1910/37 гг. состояли на вооружении некоторых артиллерийских полков Красной Армии. Гаубицы были созданы с учетом опыта русско-японской войны и являлись лучшими полевыми гаубицами своего времени. Обе гаубицы устроены почти одинаково и отличаются лишь конструкцией затворов. Гаубица образца 1909/37 гг. имеет клиновой затвор, а гаубица образца 1910/30 гг. — поршневой. Гаубицы имеют однобрусные лафеты с деревянными колесами, снабженными металлическими шинами.

На части модернизированных гаубиц были установлены металлические колеса с резиновыми шинами. На лафетах смонтированы также тормоза отката и накатники, установлены прицельные приспособления в виде прицела и орудийной панорамы, а также щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков снарядов. Конструкция лафета и подъемного и поворотного механизмов позволяют вести огонь с углами вертикальной наводки от -3° до +45° в случае гаубицы обр. 1910/30 гг. и от -1° до +43° в случае гаубицы обр. 1909/37 гг. Вследствие того, что гаубицы имеют однобрусные лафеты, углы горизонтального обстрела составляют соответственно 5° и 4°.

Стрельба из гаубиц ведется выстрелами раздельного заряжания. Наличие пяти переменных зарядов ленточного пороха и большой диапазон углов возвышения обеспечивают широкие возможности маневра огнем. Основными снарядами 122-мм гаубиц являются следующие гранаты: дальнобойная осколочно-фугасная, осколочная и фугасная (старого образца). В зависимости от установки взрывателя, осколочно-фугасная граната может быть рассчитана на замедленное (ударное), фугасное или осколочное действие. При установке взрывателя на фугасное действие она делает в среднем грунте воронку глубиной около 0,8 м и диаметром до 3 м. Наибольшая дальность стрельбы этой гранатой составляет 8940 м. Для стрельбы из гаубиц использовались также выстрелы со шрапнелью и осветительными снарядами.

Обе гаубицы могли транспортироваться как конной, так и механической тягой. Для перевода гаубицы в походное положение необходимо было лишь закрепить подъемный и поворотный механизмы стопорами, надеть чехлы на дульную и казенную части ствола и на прицел, а шкворневую лапу станка гаубицы надеть на крюк орудийного передка. Для перевода гаубицы в походное положение из боевого требовалось всего 30–40 с и столько же — для перевода из походного положения в боевое. Допустимая скорость движения гаубицы на деревянных колесах составляла не более 6 км/ч, а на металлических колесах с резиновыми грузошинами — до 18 км/ч.

122-мм гаубицы обр. 1909/37 гг. и обр. 1910/30 гг. пользовались большой популярностью в частях Красной Армии. Этому способствовала простота их конструкции, относительно малый вес в боевом и походном положениях и неплохая для дивизионных орудий дальность стрельбы.
Немаловажную роль в успешном использования гаубиц играло также то, что гаубицы были хорошо освоены личным составом артиллерийских частей. Существенными недостатками их были низкая маневренность и недостаточные углы горизонтального обстрела. В ходе войны они были постепенно заменены 122-мм гаубицами М-30.


Масса в боевом положении 1470 кг
Масса в походном положении 2300 кг
Калибр 122 мм
Начальная скорость снаряда 364 м/с
Угол возвышения от -3° до 45°
Угол горизонтального обстрела 5°
Скорострельность 5–6 выстр/мин
Дальность стрельбы до 8940 м
Дальность прямого выстрела до 825 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 21760 г

http://www.chamtec.com/122mm09hist.htm
Ответ
#15
[Изображение: 37%20г.]

[Изображение: 122mm37ph1.jpg]

Эта пушка была разработана в соответствии с Системой Артиллерийского Вооружения в 1931 году конструкторами во главе с С.П. Шукаловым. Производилась серийно на нескольких артиллерийских заводах. В 1937 году лафет этой пушки был унифицирован с лафетом гаубицы МЛ-20. Вместе с ней они составили так называемый «орудийный дуплекс».

[Изображение: 122mm37ph2.jpg]

Пушка обладала большими углами вертикальной и горизонтальной наводки, имела скорострельность 4–5 выстр/мин и дальность стрельбы 20 км. Благодаря высокой точности стрельбы, дальнобойности и удобству эксплуатации орудие А-19 являлось одной из лучших корпусных пушек Второй Мировой.

[Изображение: a19ph3.jpg]

Первый вариант этой пушки под обозначением «122-мм корпусная пушка обр. 1931 г. (А-19)» был разработан в соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1929–1932 гг. группой конструкторов Всесоюзного орудийно-арсенального объединения под руководством С.П. Шукалова. Пушка изготавливалась с 1931 года на нескольких артиллерийских заводах, в том числе и на заводе в Мотовилихе. В 1937 году конструкторами этого завода под руководством Ф.Ф. Петрова было выполнено наложение ствола этого орудия на нормализованный лафет 52-Л-504А гаубицы-пушки МЛ-20. Новая пушка получила обозначение «122-мм пушка обр. 1931/37 гг.» и вместе с гаубицей-пушкой МЛ-20 составила так называемый «корпусной дуплекс» — две артиллерийские системы, поступавшие до войны на вооружение корпусных артполков.
122-мм пушка первоначально предназначалась для «надежного действия по артиллерии, штабам, учреждениям и сооружениям полевого типа». В ходе войны ее нередко приходилось использовать и для борьбы с танками, для разрушения долговременных огневых точек и уничтожения живой силы противника.

Пушка имеет классическую конструкцию и состоит из ствола с затвором и лафета. Стволы для пушек выпускались двух типов: со свободной трубой и более технологичный ствол-моноблок. Поршневой затвор пушки имеет такую же конструкцию, как и затвор гаубицы-пушки МЛ-20. Открывание и закрывание его производится поворотом рукоятки. Встроенный в затвор предохранительный механизм предотвращает несвоевременное открывание затвора при затяжных выстрелах или осечках. При неправильном переводе пушки из походного положения в боевое (ствол не соединен или соединен неправильно с противооткатными устройствами) открыванию затвора препятствует стопор механизма взаимной замкнутости. Скорострельность пушки составляет 5–6 выстрелов в минуту. Нормализованный лафет обеспечивает ведение стрельбы с углом горизонтального обстрела 58°, угол возвышения составляет 65°. Большие углы обстрела и наличие четырех переменных зарядов выстрелов раздельно-гильзового заряжания обеспечивают достаточно высокую гибкость огня.

В годы Второй Мировой войны к 122-мм пушке обр. 1931/37 гг. применялись следующие выстрелы: 122-мм выстрел с осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-471Н с привинтной головкой; 122-мм выстрел с осколочно-фугасной цельнокорпусной короткой пушечной гранатой ОФ-471Н; 122-мм выстрел с осколочно-фугасной цельнокорпусной длинной пушечной гранатой ОФ-471; 122-мм выстрел с осколочно-фугасной стальной гаубичной гранатой ОФ-462; 122-мм выстрел с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-471; 122-мм выстрел с бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-471Б; 122-мм выстрел с бетонобойным пушечным снарядом Г-471.

Дальность стрельбы осколочно-фугасными гранатами весом 25 кг с начальной скоростью 800 м/с составляет 20240 м. При установке взрывателя на осколочное действие они наносят поражение осколками по фронту до 40 м и в глубину до 8 м. При установке взрывателя на фугасное действие глубина воронки составляет 1,3 м, а диаметр — 3,3 м.
Бронебойные снаряды при дальности прямого выстрела до 900 м пробивали броню всех танков противника.

Как и гаубица-пушка МЛ-20, 122-мм пушка обр. 1931/37 гг. транспортировалась средним артиллерийским гусеничным трактором с довольно большой скоростью — до 25 км/ч. Этому в немалой степени способствовала конструкция единого для обоих орудий передка. Его особенность заключается в то, что хоботовая часть станин лафета наглухо соединяется с поворотной частью передка, которая имеет возможность поворачиваться в горизонтальной и качаться в вертикальной плоскостях относительно нижней рамы передка, соединенной с ходом. Этим достигается независимость и гибкость ходов лафета и передка. Передок соединяется с крюком тягача с помощью тягового устройства. Для транспортирования пушка обычно переводилась из боевого положения в походное, для чего станины сдвигались, лафет шкворневой балкой надевался на шкворень передка и закреплялся гайкой. Ствол разъединялся с противооткатными устройствами и при помощи специального приспособления оттягивался назад и фиксировался. В исключительных случаях и на очень короткие расстояния допускалась перевозка пушки со стволом, не переведенным в походное положение. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно составляло 8–10 минут.

122-мм пушка обр. 1931/37 гг. производилась советской промышленностью в течение всей войны и использовалась как орудие армейской артиллерии и артиллерии РВГК на всех фронтах второй мировой войны. Она оценивалась как одно из самых точных и дальнобойных орудий этой войны.


Масса в боевом положении 7250 кг
Масса в походном положении 7905 кг
Калибр 122 мм
Начальная скорость снаряда 780 м/с
Угол возвышения от -2° до 65°
Угол горизонтального обстрела 58°
Скорострельность 4–5 выстр/мин
Дальность стрельбы до 20400 м
Дальность прямого выстрела до 825 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 25 кг

http://www.chamtec.com/122mm37hist.htm
Ответ
#16
122-мм гаубица М-30 обр. 1939 г.

[Изображение: m30ph1.jpg]

Гаубица М-30 разрабатывалась конструктором Ф.Ф. Петровым параллельно с 105-мм гаубицей. Полемика вокруг калибра гаубиц, необходимых для Красной Армии, велась давно, и точку в ней поставило высказывание маршала А.И. Егорова в пользу 122-мм орудий. М-30 имеет лафет с раздвижными станинами, обладает большими углами наводки и допускает транспортировку с высокой скоростью.

[Изображение: 122h3.jpg]

Орудие соответствовало всем предъявленным к нему требованиям, было безопасным в эксплуатации и относительно дешевым и простым в производстве. 122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

[Изображение: photo211.jpg]

Созданию этой гаубицы предшествовала относительно продолжительная дискуссия о том, каким должен быть калибр новой гаубицы, предназначенной для вооружения дивизионных артполков и частей РГК Красной Армии. Некоторые военные специалисты выступали за создание 105-мм гаубицы как более легкой и мобильной. Конец этой дискуссии был положен на состоявшемся в марте 1937 г. в Москве совещании, посвященном состоянию и развитию артиллерийской техники. Выступивший на совещании начальник Генштаба Красной Армии маршал А.И. Егоров, однозначно высказался в пользу более мощной 122-мм гаубицы. На этом жe совещании было принято решение поручить проектирование гаубицы группе конструкторов во главе с В.Н. Сидоренко. Конструктору Ф.Ф. Петpoвy было разрешено представить на своеобразный конкурс свой проект гаубицы, созданный в инициативном порядке. Осенью 1937 г. оба проекта были рассмотрены специальной комиссией, которая одобрила проект Ф.Ф. Петрова. Первый опытный образец новой гаубицы поступил на заводские испытания в конце апреля 1938 г., а государственные испытания были начаты в середине 1938 г. Гаубица успешно выдержала испытания и была в том же году принята на вооружение под названием «122-мм гаубица обр. 1938 г. (М-30)». Для ускорения обеспечения войск новыми гаубицами их производство было развернуто сразу на нескольких заводах. Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела и высокая подвижность при механической тяге. Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор — поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием — оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5 — 6 выстрелов в минуту. К лафету относятся: люлька, противооткатные устройства, верхний станок, подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, нижний станок с двумя раздвижными станинами, ходовая часть с подрессориванием, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Устройство лафета гаубицы допускает угол вертикального обстрела от -3° до 63° 30' и горизонтального — 49°. Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах. При этом угол горизонтального обстрела будет 1° 30'. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1 — 1,5 мин. Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания. Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом. Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка около 2500 кг, в походном с передком около 3100 кг. 122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Масса в боевом положении 2450 кг
Масса в походном положении 3100 кг
Калибр 122 мм
Начальная скорость снаряда 515 м/с
Угол возвышения от -3° до 63°30'
Угол горизонтального обстрела 49°
Скорострельность 5–6 выстр/мин
Дальность стрельбы до 11800 м
Дальность прямого выстрела до 825 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 21760 г

http://www.chamtec.com/m30hist.htm
Ответ
#17
152-мм пушка-гаубица Бр-2 обр. 1935 г.

[Изображение: br2ph1.jpg]

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось незначительное количество орудий большой мощности, в основном иностранного производства. Поэтому в 1926 г. был дан заказ на разработку 152-мм дальнобойной гаубицы. Орудие Бр-2 имело широкую степень унификации с 203-мм гаубицей Б-4 на таком же гусеничном лафете, и удовлетворяло всем предъявленным к нему требованиям. Из-за отсутствия необходимости в мощной артиллерии в начальный период войны гаубицы стояли в ангарах до начала активных боевых действий.

[Изображение: br2sph3.jpg]

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 г. Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий. 152-мм пушка обр. 1935 г. разработана в соответствии с этой программой, а также с учетом требований Системы артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. Пушка предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы обр. 1931 г. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ. Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Для стрельбы из пушки использовались выстрелы раздельного картузного заряжания со снарядами различного назначения. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом весом 48,77 кг составляла 25750 м, что вполне соответствовало предъявлявшимся к этому орудию требованиям.

Для орудия своего класса 152-мм пушка обр. 1935 г. была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой. Перед войной 152-мм пушки обр. 1935 г. поступали на вооружение отдельного артиллерийского полка большой мощности РГК (штатная численность — 36 пушек обр. 1935 г. и 1579 человек личного состава), который в военное время должен был послужить основой для развертывания еще одного такого же полка. Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г.

Масса в боевом положении 18200 кг
Масса в походном положении 19500 кг
Калибр 152 мм
Начальная скорость снаряда 880 м/с
Угол возвышения до 60°
Угол горизонтального обстрела 8°
Скорострельность 1 выстр/мин
Дальность стрельбы до 25750 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 48770 кг

http://www.chamtec.com/br2hist.htm
Ответ
#18
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.

[Изображение: ml20ph1.jpg]

Гаубица-пушка МЛ-20 разрабатывалась в инициативном порядке конструкторами Мотовилихского завода во главе с Ф.Ф. Петровым. Параллельно с ней велись работы над МЛ-15, на создание которой имелось задание ГАУ. Ф.Ф. Петров применял в конструкции МЛ-20 лучшие детали уже освоенной заводом гаубицы обр. 1910/34 г., исправив при этом ее недостатки за счет кардинальной модернизации лафета.

[Изображение: ml20.jpg]

Благодаря конструкции лафета, обеспечивающий углы горизонтального и вертикального наведения 65 и 58 градусов соответственно, а также наличию 13 различных типов зарядов, гаубица-пушка МЛ-20 является орудием с уникальными возможностями маневра огнем.

[Изображение: photo234.jpg]

Орудия класса «гаубица-пушка» имеют по-гаубичному большой угол вертикальный наводки и высокую начальную скорость снаряда, как у пушки. Прямые попадания 152-мм снаряда пробивали броню любого танка, а при попадании в башню ее срывало с погон, иногда отбрасывая на значительные расстояния.

Гаубица-пушка МЛ-20 создана в 1936 году группой конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе в Мотовилихе. Эта гаубица-пушка разрабатывалась в инициативном порядке параллельно с гаубицей-пушкой МЛ-15, на разработку которой у завода имелось задание ГАУ. В отличие от конструкторов МЛ-15 Ф.Ф. Петров стремился в максимальной степени использовать в своем орудии лучшие узлы и механизмы 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., которая изготавливалась на заводе в Мотовилихе и для которой была подготовлена технологическая оснастка. В конце 1936 года были проведены сравнительные государственные испытания обоих систем, из которых победителем вышла МЛ-20, принятая на вооружение Красной Армии под названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20)».
Несмотря на широкую унификацию с пушкой обр. 1910/1934 гг., гаубица-пушка МЛ-20 имеет целый ряд новых элементов: литой верхний станок, новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, механизм изменения длины отката (в зависимости от угла возвышения), механизм включения и выключения рессор. Этот практически новый лафет был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и позже был использован при создании 122-мм пушки обр. 1931/37 гг. Заимствованный у пушки обр. 1910/1934 гг. ствол был снабжен мощным дульным тормозом. Этот ствол для гаубицы-пушки МЛ-20 выпускался в трех вариантах: моноблок, ствол со свободной трубой и скрепленный ствол. Гаубица-пушка имеет поршневой затвор, обеспечивающий скорострельность 3–4 выстрела в минуту. Открывание и закрывание затвора производится поворотом рукоятки. Выстрел производится оттягиванием курка за спусковой шнур. Для принудительного выбрасывания гильзы из каморы ствола после выстрела в прорези казенника расположен выбрасыватель, действующий автоматически при открывании затвора. Затвор имеет предохранительный механизм, позволяющий открыть затвор обычным путем (поворотом рукоятки) только после выстрела. Если необходимо открыть затвор до выстрела, например, для обучения расчета, то необходимо переключить выключатель предохранителя. Для предотвращения выпадания гильзы и снаряда из канала ствола при заряжании под большими углами возвышения, в верхней части поршневого гнезда казенника имеется механизм удержания гильзы. Если ствол не соединен (или соединен ненадежно) с противооткатными устройствами, то открыть затвор и зарядить орудие нельзя, так как открыванию затвора препятствует стопор механизма взаимной замкнутости.

Благодаря конструкции лафета, обеспечивающего угол возвышения до 65°, а также наличию широкой номенклатуры выстрелов с 13 переменными зарядами гаубица-пушка МЛ-20 представляет собой орудие с уникальными возможностями маневра огнем. Она обладает характерными для гаубиц навесными траекториями и высокими начальными скоростями снаряда, свойственными пушкам. К гаубице-пушке МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: 152-мм выстрел с осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-540; 152-мм выстрел с осколочно-фугасной стальной гаубичной гранатой ОФ-530; 152-мм выстрел с осколочной гаубичной гранатой сталистого чугуна О-530А; 152-мм выстрел с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-540; 152-мм выстрел с бетонобойным гаубичным снарядом Г-530. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой ОФ-540 весом 43,56 кг с начальной скоростью 655 м/с составляет 17230 м. При установке взрывателя на осколочное действие она наносит поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника. При попадании в башню он срывал ее с погона. Бывали сражения, когда эти башни буквально летали в воздухе. Конструкция подрессоренного лафета со сдвоенными колесами с резиновыми шинами и наличие также подрессоренного передка позволяли транспортировать орудие средним артиллерийским гусеничным трактором с относительно высокой скоростью до 25 км/ч. Время перевода орудия из походного положения в боевое и обратно составляло 8–10 минут. Гаубица-пушка МЛ-20 производилась в течение всей войны и поступала на вооружение армейской артиллерии и артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Масса в боевом положении 7270 кг
Масса в походном положении 7930 кг
Калибр 152 мм
Начальная скорость снаряда 655 м/с
Угол возвышения от -2° до 60°
Угол горизонтального обстрела 58°
Скорострельность 3–4 выстр/мин
Дальность стрельбы до 17230 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 43560 кг

http://www.chamtec.com/ml20hist.htm
Ответ
#19
152-мм гаубица обр. 1909/30 г.

[Изображение: 152mm09ph1.jpg]

Эта гаубица использовалось русской армией в течение всей Первой Мировой войны, а в 1923 г. была принята на вооружение Красной Армии. В 1930 г. орудие прошло модернизацию: была расточена на 50 мм зарядная камора, а также введен дальнобойный снаряд.

[Изображение: 152mm09.jpg]

Гаубица состояла на вооружении русской армии, и в годы Первой Мировой войны использовалась для разрушения прочных сооружений, блиндажей и окопов противника. При создании в 1923 г. в Красной Армии корпусной артиллерии на ее вооружение была принята и 152-мм гаубица обр. 1909 г.

Основными частями гаубицы являются ствол с затвором, люлька с противооткатными приспособлениями, механизмы наводки — подъемный и поворотный, однобрусный коробчатый станок с колесами, щитовое прикрытие и прицельные приспособления.

В 1930 году была проведена модернизация гаубицы, которая в основном выразилась в увеличении объема зарядной каморы за счет расточки начала нарезов на 50 мм. В боевой комплект гаубицы был введен снаряд дальнобойной формы, а сама гаубица была снабжена панорамным нормализованным прицелом. После модернизации орудию присвоено наименование «152-мм гаубица обр. 1909/30 гг.». Конструктивные особенности гаубицы не позволили устранить такие недостатки гаубицы, как малый угол горизонтального обстрела (6°) и низкая скорость транспортировки — до 7 км/ч. Поэтому в предвоенные годы велась разработка новой 152-мм гаубицы М-10, которая, однако, по ряду причин не была запущена в валовое производство.

152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. перед войной состояли на вооружении 12 гаубичных полков РГК. В каждом из этих полков имелось 48 орудий и 1361 человек личного состава.

Из этих 12 полков 9 полков имели двойное равертывание, то есть на их базе создавались в случае мобилизации еще 9 полков. Таким образом, в военное время планировалось иметь 23 гаубичных полка, в которых должно было быть 1104 гаубиц обр. 1909/30 гг. 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. наряду с имевшейся в относительно небольшом количестве 152-мм гаубицами обр. 1910/37 гг. использовались частями РВГК Красной Армии в течение всей Великой Отечественной войны. Лишь во второй половине 1943 г. в дополнение к ним в войска начали поступать новые 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).


Масса в боевом положении 2725 кг
Масса в походном положении 3050 кг
Калибр 152 мм
Начальная скорость снаряда 391 м/с
Угол возвышения до 41°
Угол горизонтального обстрела 6°
Скорострельность 3–4 выстр/мин
Скорость транспортировки до 7 км/ч
Дальность стрельбы до 9850 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 40 кг

http://www.chamtec.com/152mm09hist.htm
Ответ
#20
152-мм гаубица М-10 обр. 1938 г.

[Изображение: m10ph1.jpg]

В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км, небольшой массой и высокой скорострельностью. Орудие, удовлетворяющее этим требованиям, было разработано КБ под руководством Ф.Ф. Петрова и кардинально отличалось от аналогичных образцов устаревшей концепции. Благодаря раздвижным станинам был расширен угол горизонтальной наводки, а за счет использования подрессоренных колес сильно выросла скорость транспортировки гаубицы.

[Изображение: 152mm38ph1.jpg]

В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение корпусных артполков новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км. Вес системы в боевом и походном положениях не должен был превышать 4,5 и 6,5 т соответственно, а скорострельность должна была составлять 3 выстрела в минуту. Группе конструкторов во главе с Ф.Ф. Петровым удалось создать гаубицу, которая по своим характеристикам полностью соответствовала тактико-техническим требованиям, а по ряду показателей даже превосходила их.

Новая гаубица, получившая название «152-мм гаубица обр. 1938 г.», радикально отличалась от состоявших в то время на вооружении Красной Армии 152-мм гаубиц обр. 1909/30 гг. и обр. 1910/37 гг. Прежде всего, она имела новый лафет с двумя раздвижными станинами. Благодаря этому угол горизонтального обстрела был увеличен с 5–6° до 50°. Конструкция лафета позволила также увеличить и углы вертикального обстрела. Наличие в ходовой части гаубицы подрессоривания и колес с резиновыми шинами позволило повысить скорость транспортирования гаубицы с 6–7 км/ч до 35 км/ч, что могло значительно повысить мобильность корпусных артиллерийских полков, вооруженных этой гаубицей.

Гаубица имела ствол с очень хорошими баллистическими характеристиками. Для стрельбы из гаубицы использовались выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядом. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом весом 40 кг с начальной скоростью 508 м/с дальность стрельбы составляла 12390 м, то есть почти в полтора раза больше, чем у гаубиц обр. 1909/30 гг. и 1910/37 гг.

Однако в предвоенные годы это хорошее по своей конструкции орудие не удалось как следует освоить в производстве (была выпущена лишь небольшая партия этих гаубиц) из-за сложившегося у руководителей ГАУ мнения, что для дивизионной артиллерии оно слишком тяжело и маломаневренно, а для корпусной артиллерии недостаточна его мощность. В начальный период войны гаубица также не выпускалась из-за отсутствия потребности, а когда Красная Армия перешла к наступательным действиям и для разрушения оборонительных рубежей противника потребовались гаубицы калибром 152 мм, за счет наложения ствола 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на лафет 122-мм гаубицы М-30 была создана знаменитая 152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. Интересно, что вес новой гаубицы в боевом положении оказался всего на 500 кг меньше, чем у М-10, а дальность стрельбы и вес снарядов у обоих гаубиц одинаковы.


Масса в боевом положении 4100 кг
Масса в походном положении 4550 кг
Калибр 152 мм
Начальная скорость снаряда 508 м/с
Угол возвышения от -1° до 65°
Угол горизонтального обстрела 50°
Скорострельность 3–4 выстр/мин
Скорость транспортировки до 35 км/ч
Дальность стрельбы до 12390 м
Вес осколочно-фугасного снаряда 40 кг

http://www.chamtec.com/152mm38hist.htm
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)