Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
ПОДОЖДЕМ, ПОСМОТРИМ…
#1
ПОДОЖДЕМ, ПОСМОТРИМ…

Что покажет нам Центральное ТВ 8–9 мая?


Сейчас, когда пишутся эти строки, праздничное «меню» для телезрителей еще не опубликовано. Печатная программа на 4–10 мая выйдет 30 апреля. А к этому времени надеюсь уже закончить и отправить свою корреспонденцию. И если все получится, как задумано, то не позднее 7 мая вы сможете прочесть вот этот «продвинутый» текст…
Суть же моего замысла – заранее озаботить вас, уважаемые читатели-телезрители. Даже, извините, озадачить. Предложить своего рода повестку дня к восприятию того, что нам уготовано на 8–9 мая, и при этом снабдить вас некоторой дополнительной информацией, высказать несколько собственных предложений.
Короче, пусть наш просмотр праздничных программ не будет праздным. Сделаем его целенаправленным. А впоследствии, обменявшись мнениями, выработаем заключение народной газеты по двум принципиальным вопросам:
– Намечаются ли какие-то сдвиги в поведении федеральных телекомпаний на фоне решительных протестов ветеранской, всей патриотической общественности, известного замечания президента РФ по поводу грубых перекосов в освещении отечественной истории?
– Чего можно ожидать от нашего телевидения, имея в виду, что с 10 мая стартует 65-я годовщина всемирно исторической победы над фашизмом? А этому юбилею придается очень важное значение. И не только в России. Грядет чрезвычайно насыщенный идеологический, геополитический марафон…
Так будут ли на сей раз какие-то сдвиги?
Чтобы их уяснить, прежде уточним исходное положение. И перед просмотром ТВ-программ 8 и 9 мая окинем взглядом уже сложившуюся практику вещания, приуроченного к знаменательной дате.
Понятно, что расписание передач в эти «красные дни» немыслимо без художественных фильмов на военную тему. И телевизионщики учитывают наши ожидания, выстраивая с утра до ночи определенную вереницу зрелищ.
При этом события Великой Отечественной отображаются в игровых лентах двух типов.
Во-первых, о «боях-пожарищах» повествуют  кинокартины советского производства и советского же морально-политического настроя. Точнее, картины, созданные на киностудиях страны в 1941–1985 гг.
Во-вторых, то же самое лихолетье по-своему преломляется в кино- и видеолентах, отснятых в пору горбачёвской перестройки и в постсоветский период. Основная масса фильмов этого поколения носит в целом антисоветский характер.
Отсюда проистекает важнейшая особенность. На протяжении одного и того же вещательного дня, будь то 8 или 9 мая, разные фильмы, предлагаемые зрителям, по-разному толкуют о войне и Победе. Как правило, с противоположных позиций.
Наверняка «зрелища-антиподы» мы встретим и в репертуаре на завтра, на послезавтра.
Но вот что интересно. В какой мере будет представлена советская художественная кинолетопись всенародного подвига? Какие именно ленты из сокровищницы бывшего Госфильмофонда СССР отберут для эфира те или иные каналы?..

В ДВУХТОМНОМ каталоге «Советские художественные полнометражные фильмы», изданном в 1986 году, значатся 214 кинолент о Великой Отечественной войне. Тех самых картин, что вышли на экраны… «до того»: до перестройки.
Пробегаешь глазами названия широко известных работ, вчитываешься в аннотации полузабытых. И открываются впечатляющие проявления беззаветного мужества и долга; суровая правда о буднях фронта и тыла, о понесенных жертвах; волнующие судьбы людей, прошедших сквозь «сороковые роковые». Безмерен патриотический потенциал советского военного кинематографа! А заложенный в нем заряд света, чистоты, добра, оптимизма может и должен послужить выходу из нынешнего кризиса, всестороннему возрождению Отечества!
Потому-то обществу нашему не должна быть безразлична «программная политика» телевизионных организаций. Тем более – в такие краснознаменные, заветные дни.
Приглядимся же к практике наших главных вещателей.
Следующие данные позволяют судить о подходе к советской военной фильмотеке деятелей Всероссийской гостелерадиокомпании – канала «Россия», а также акционерных обществ «Первый канал» и «НТВ» с преобладающими долями государства в уставном капитале последних.
Составив сводный перечень фильмов, выпущенных в эфир под логотипами «1», «Россия» и «НТВ», находим: за прошедшие пять лет в праздничных блоках 8–9 мая три названные компании показали все вместе 38 советских кинокартин о войне. Общее же число их трансляций, с учетом целого ряда повторов, составило 64 киносеанса.
Не буду вдаваться в промежуточные арифметические действия, назову округленный результат. В целом в дни всенародных торжеств крупнейшие федеральные телевещатели давали нам посмотреть где-то по два советских фильма о Великой Отечественной. По два советских фильма каждый день.
Не мало ли для знаменательной даты?
Все познается в сравнении. Сопоставим: 180 минут, или три часа, – обычный хронометраж двух игровых лент – и 1200 минут, или двадцать часов, – среднесуточный объем трансляции главных российских электронных СМИ… При таком соотношении получается, что доля художественных произведений советского кино о народной драме 1941–1945 гг. до сих пор не выходит за 15% праздничного телеэфира. Подчеркну: до сих пор…
Давайте, читатель-аналитик, развернем текущую телепрограмму и прикинем, осталось все по-старому, либо есть изменения? А если изменения есть, то в какую сторону?
Мне лично кажется, что сдвиг будет. Но сдвиг – не в пользу военной фильмографии СССР.
А вообще, дождемся, помотрим.

ЕЩЕ надо обратить внимание на подвижки, так сказать, в приоритетах. О чем речь? О лидерах телевизионного кинопоказа по случаю Победы, опять же из категории советских (доперестроечных!) военных картин. Выше было замечено, что некоторые фильмы демонстрировались неоднократно. Так вот, уточняю эту позицию.
…Держишь сводные данные о прогонах по Первому, «России» и НТВ кинолент, отснятых мастерами экрана в 1941–1985 гг., и убеждаешься, что некоторым из них новые русские телевещатели отдают предпочтение. Если, к примеру, «Сильные духом», «Судьба», «Пять дней, пять ночей», «Живые и мертвые», «Встреча на Эльбе» были выпущены на домашние приемники всего по одному разу, то «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после Победы», «В последнюю очередь», «Белорусский вокзал», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» нам дали посмотреть дважды. Ну и есть фильмы-счастливчики, которые в победно-праздничные дни 2004–2008 гг. допускались к нашим телевизорам от 3 до 5 раз.

Смотрим таблицу…
[Изображение: 6-1.jpg]

Написал без кавычек, убежденно, – фильмы, и правда, прекрасны.
Но и вопрос возникает. Почему демонстрацию именно этих лент упорно программируют властелины Большой Иглы?
Попробуем подойти к ответу, как говорят, от противного. Сейчас будут представлены произведения, киностудии Советского Союза, которые тоже о войне, но которые ни разу не удостоились чести засветиться на праздничном телеэкране. Ни разу…
«Бессмертный гарнизон» – о подвиге защитников Брестской крепости, десятки дней и ночей стоявших насмерть в неравном бою.
«Великий перелом» – о героической Сталинградской эпопее.
«Дума о Ковпаке» – о смелом рейде партизанского соединения, его легендарном командире.
«Если враг не сдается» –  о знаменитом Корсунь-Шевченковском сражении, одной из блестящих стратегических операций Великой Отечественной войны.
«Зоя» – о жизни и бессмертном подвиге Зои Космодемьянской, Героя Советского Союза.
«Малахов курган» – о боях на подступах к городу-герою Севастополю.
«Молодая гвардия»… В пояснении, как полагаю, не нуждается…
Подобным образом, в алфавитном порядке, можно было бы и далее проследить ретроспективу классических советских фильмов. Не менее достойных, чем, скажем, «В бой идут одни старики». Таких, как «Она защищает Родину», «Повесть о настоящем человеке», «Секретарь райкома», «Сын полка», и др. В свое время они не сходили с телевизионных экранов. Теперь же эти кинобойцы стали для зрителей «без вести пропавшими».
Возвратим взгляд к приведенной выше таблице и зададим себе риторический вопрос: случайны ли отмеченные предпочтения и, наоборот, умолчания?
Да. Вот и я о том же…

НАВЕРНЯКА дело в следующем. Отбирая для праздничных программ военные картины, сделанные в советском духе, – а от этого никуда не денешься – «телевизионные генералы» стараются нести минимальные идеологические потери. Они блокируют или насколько возможно придерживают выход на малый экран тех фильмов, где в яркой форме раскрываются базовые ценности социализма, всенародная готовность их отстаивать, где боевой клич «За нашу Советскую Родину!» (а не дай господь, еще и «За Сталина!») воины произносят с потрясающей, зажигающей убежденностью. Где коммунисты на фронте и в тылу действительно выполняют авангардную роль, подают примеры доблести и бесстрашия. Пишу, и в памяти вдруг встала фотография, обошедшая весь мир, – «Бой ведет политрук»… Невозможно представить, чтобы господа Эрнст, Добродеев, Кулистиков, другие предводители каналов допустили у себя подобные зрелища!
Зато куда более безобидными для российского телеагитпропа оказались те фильмы советских мастеров, которые преподносят великое противостояние с немецко-фашистскими захватчиками сквозь призму «общечеловеческих ценностей». Отсюда и преобладание военных мелодрам, фильмов приключенческого, детективного, лирического – словом, облегченного как бы характера.
Кстати, на днях узнал, что двое из фаворитов «телевизионного триумвирата» получают еще по одному очку. Ура! Заочно знакомый каждому из нас глашатай-зазывала, страдающий не то астмой, не то запором, задыхаясь от радостного возбуждения, объявил, а теперь вот слышу взахлеб повторяет: 9 мая Первый и «Россия» покажут соответственно «В бой идут одни старики» и «Семнадцать мгновений весны». И притом – в цветном формате. Причем в самое «козырное» время!
Интересно девки пляшут…
Но с другой стороны, обратите внимание. Некоторым советским фильмам, допущенным к торжеству, могут отвести место бедных родственников. А такое уже наблюдалось. Вот, скажем, на каких задворках праздничного расписания оказывались:
[Изображение: 6-2.jpg]

Согласитесь, что представленные киноленты, а большинство из них как раз о вечных ценностях практически не поучаствовали во встрече со зрителями. Люди знали о них по печатной программе, но основная масса вряд ли смотрела.
Несчастливой оказалась «Судьба человека». Один и тот же канал «Россия» 9 мая 2004 года предложил посмотреть блистательную экранизацию шолоховского творения, когда еще не все птицы проснулись, – без четверти шесть, а через три года – когда «снова замерло все до рассвета» – в третьем часу ночи.
С «Балладой о солдате» случилась другая история. Та же Всероссийская гостелерадиокомпания в 2006-м в канун Дня Победы поставила этот киношедевр на 6 утра, а через два года повторила – и в это же самое время.
В подобном положении побывали «Два бойца». Праздничным утром 9 мая 2009 года генерал Кулистиков (НТВ) приказал им «овладеть телеящиком» ровно в 6.45. Что и было исполнено. Спустя год герои Марка Бернеса и Бориса Андреева согласно новому приказу брали нас тепленькими уже в 6.00…
Ну а если говорить по существу, то из 64 сеансов советского военного кинематографа, состоявшихся за последние десять краснознаменных дней, в 20 случаях фильмы выдавались в эфир при ничтожном количестве включенных телевизоров.
Надо полагать, все сказанное позволяет судить о
сложившемся на сегодня отношении главных телевизионных вещателей России к золотому фонду «важнейшего из искусств». А за этим просматриваются и виды на программные зрелища, которые ждут нас завтра как на Первом, «России» и НТВ, так и на остальных
каналах.
Однако не будем предвосхищать события. Давайте, действительно, настроимся на серьезную аналитическую зрительскую работу. Уточним, что и в какую сторону изменилось в репертуаре советского и альтернативного телекинопоказа; какие будут предложены нам историко-документальные программы; чем будут дышать информационные выпуски в канун праздника и в его заветный день.
Так что доживем до пятницы…

О. Джигиль.
Краснодар.  [07/05/2009]

Источник

Ответ
#2
ДОЖДАЛИСЬ, ПОСМОТРЕЛИ…

Что показало нам Центральное ТВ 8–9 мая?


В публикации «Подождем, посмотрим…» предлагалось поглубже вникнуть в характер телевизионных программ, приуроченных к 64-й годовщине Победы. В той же статье содержались и некоторые исходные данные по интересующему нас вопросу.
Так вот. Было отмечено, что, составляя расписание на 8 и 9 мая, современные ТВ-вещатели включают в праздничный репертуар художественные фильмы двух поколений, двух разных эпох отечественного кино. В программе передач одного и того же дня могут соседствовать картины, не просто неоднозначно, но в принципе по-разному повествующие о войне, о Победе.
Первое из поколений, старшее, представляют «доперестроечные» фильмы. Они созданы мастерами советского экрана в 1941–1985 гг. Всего в те годы отснято 214 кинолент по военной тематике. При их чрезвычайном многообразии – а там, скажем, и «Молодая гвардия», и «Летят журавли» – эти произведения роднит истинно советский морально-политический настрой.
Но, как известно, с 1986–1987 гг. в сознание советского общества стало внедряться горбачёвское «новое мы?шление». И в процессе обновления идеологии перестройщики избрали главным своим объектом историческую память народа. Дошло дело и до «экранного редактирования» Великой Отечественной войны. В кинозалы и в телеприемники начали просачиваться т.н. «альтернативные» ленты – первыми, насколько мне помнится, засветились «Проверки на дорогах»… Они бросали вызов незыблемым доселе представлениям о причинах войны, о ходе боевых действий, о легендарных героях, о тех «точках опоры», что позволили народам Союза СССР, сплоченным Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), под руководством И.В.Сталина сообща выстоять и разгромить немецко-фашистских захватчиков…
С годами отдельные всплески экранного инакомыслия превратились в сплошной поток аудиовизуальной пропаганды «от противного». И сегодня фильмы-отпрыски новорусской кибенематографии (отставить! – «кинематографии»), словно диверсанты, переодетые в красноармейскую форму, неистово воюют на советско-германском фронте. Воюют против своих. А конкретно – против коммунистов.
Сейчас будут выстроены в «боевую шеренгу» известные автору представители младшего фильмопоколения.
Итак, в алфавитном порядке…
«В июне 41-го», «Диверсант», «Застава Жилина», «Исчезнувшие», «Катя», «Курсанты», «Ленинград», «Первый после бога», «Перед рассветом», «Последний бой майора Пугачёва», «Последний бронепоезд», «Проверки на дорогах», «Риорита», «Свои», «Сволочи», «Смерть шпионам», «Штрафбат», «Эшелон»…
Во, какая команда.
Теперь сосредоточимся и вспомним: кто главные герои всех этих лент, взятых в общем и целом?
Типовыми главными героями здесь выступают жертвы советского «тоталитарного режима». Репрессированные. Обиженные. Опущенные. Попавшие в плен, а потом за это наказанные.
Да, чтобы выдвинуться на главную роль, персонаж такой картины должен обязательно отстрадать-отмучиться. Либо в сталинском лагере, либо в фашистском концлагере, либо на худой конец за тюремной решеткой. Известное дело: «Хорошая птичка всегда в клетке сидит».
Ну а кто типовые «антигерои» этих лент-новоделов? Звери-фашисты?
Никак нет! Самые жуткие отрицательные образы новых картин о войне – энкавэдэшники, особисты, штабисты, комиссары и политработники Красной Армии. Они тупы, жестоки, отвратительны. Они унижают, избивают, карают настоящих патриотов: бывших дворян, белогвардейцев, кулаков, благородных воров.
Но все равно «большевистские изверги» оказываются повержены и посрамлены. Например, вспомним, как в «Последнем бронепоезде» Лесоруб (актер Панин) сталкивается с трусом-предателем и, опознав в нем своего мучителя из НКВД, устраивает над ним самосуд. «Получай, коммуняка!»
Ну а раз на экране война, то должны быть и подвиги. Так ведь?
Так точно.
Кто же их совершает? Идущие в атаку густые цепи пехоты? Броневые батальоны танкистов? Взметенные в небо эскад­рильи сталинских соколов?
Никак нет. Героизм проявляют супермены-одиночки. Ну от силы пара-тройка суперменов. Но чаще всего мужественный красавец – один в поле воин. Он всю дорогу стреляет, во всех попадает, всех убивает и побеждает! (К примеру, в «Заставе Жилина», где действует Паша-очкарик.) При этом герой демонстрирует приемы бокса, самбо, карате, ушу, бицепсы, трицепсы и прочие мужские достоинства. Чем по ходу дела прельщает героинь, которые отдаются ему в перерывах между подвигами.
Таковы нынешние стандарты сценарно-постановочного решения любой военной кинодрамы.
Ранее уже говорилось, что в период Сталина–Хрущёва–Брежнева было создано свыше 200 художественных фильмов о Великой Отечественной войне.
А каково общее количество батальных кинокартин, сработанных во времена Горбачёва–Ельцина–Путина?
Абсолютное число назвать трудно. Если же брать по максимуму, то, как представляется, на боевом счету киношной зондеркоманды, стремящейся «перевоевать войну», где-то 30 фильмов-оборотней. Но даже в таком случае – счет по меньшей мере 6:1 в пользу краснознаменного советского кино.
Это в количественном отношении. А в качественном, в художественном? Да сравнение здесь просто неуместно! Ну разве можно одними и теми же мерками искусства кино сопоставлять, скажем, волнующую двухсерийную эпопею «Блокада» о битве за город Ленина, снятую в 1974 году, – с ее современным экранным антиподом: низкопробным сериалом «Ленинград»? («Советская Россия» развенчала это убожество 15.02.2007 г.)
С этих позиций и разрешите доложить, как были представлены виртуальные меньшинства, а как – ленты из основного фонда отечественной военной фильмотеки. Приведу разведданные о репертуаре 8 и 9 мая на каналах Первый, «Россия» и НТВ.
Естественно, Первый преподнес в честь Победы «рас-куд-ря-вого»… Понимаете, да. «В бой идут одни старики». Прекрасная лента! Но похоже, что картину о поющих летчиках и летчицах телевещатели решили сделать гламурной визиткой военного лихолетья. Уже шесть лет подряд фильм Леонида Быкова в авангарде праздничного кинопоказа. Теперь – в «новой упаковке»: в радужном колере.
То же самое можно сказать и про сериал «Семнадцать мгновений весны». На сей раз его хэппи энд облегчил душу телезрителям канала «Россия» аккурат 9 мая. А до этого «Семнадцать мгновений» дважды показывало НТВ. Приятно, конечно, смотреть на Штирлица-Тихонова, продумывающего в уютном баре за чашечкой кофе свои стратегические многоходовки. Хорош боец «невидимого фронта»! Да только был на той войне и другой фронт, главный, решающий – не так ли?
В статье «Подождем, посмотрим…» от 7 мая пишущий эти строки обрисовал общий подход «телевизионных генералов» к мобилизации советского военного («доперестроечного») фильмофонда. Докладываю: все признаки этого подхода наблюдались и в дни прошедших празднеств. Как и прежде, были отобраны ленты в основном авантюрно-приключенческого, музыкально-лирического характера. Картин, высвечивающих глубокие пласты народного противостояния захватчикам, таких как, допустим, «Великий перелом», или «Дума о Ковпаке», или «Повесть о настоящем человеке», опять же, не показали.
Как и 8–9 мая прошлого, позапрошлого, запозапрошлого годов, фильмы, сделанные по-советски, были отодвинуты на крайние полюса суточно-часовой оси. Так, в программе передач т/к «Россия» на 9 мая ваш осведомитель прочел: «Батальоны просят огня». А я по натуре отзывчив. Но, к сожалению, огня батальоны попросили слишком поздно: в полдвенадцатого ночи. Каюсь, к этому времени просто «вырубился». По той же причине ничего не смог узнать про «Случай с Полыниным», который имел место в 0:30 на Первом.
Больше ничего о советской фильмографии на Первом, «России» и НТВ сказать не могу. Несколько подробнее остановлюсь на антисоветской военной кинематографии.
Всего за два праздничных дня удалось зафиксировать события в восьми аудиовизуальных произведениях нового типа. В их числе телевизионные сериалы «Диверсант» и «В июне 41-го», части из сериала «Катя» и многосерийного фильма «Государственная граница», а также одноразовые фильмы «Исчезнувшие», «Перед рассветом», «Приказано уничтожить. Китайская шкатулка», «Риорита».
Общая продолжительность просмотра 15 часов 50 минут. Записи у телеэкрана велись на бумаге формата А-4 итальянской шариковой ручкой «Coruina»

Из дневника наблюдений.
08.05.09,19:30

«Вы-ойна… заббыра-ла у нее родд-ных. Вы-ойна оттня-лы-а у нее мечты… Оны-а почти отты-няла у нее любы-о-овь…»
Это корчится за кадром, настраивая нас на жуткое зрелище, какой-то астматик. Начинается очередная часть сериала «Катя» – премьеры на НТВ. Надо смотреть!
… Это уже 8-я серия. В процессе предыдущих семи серий санитарка Катя тащила по лесам и болотам человек семь раненых красноармейцев, прикрывая и грея их своим телом. И вот приволокла воинов в глухую деревню к своей родственнице Клавдии. Катя молода и, на мой взгляд, красива. Клавдия тоже красива, но постарше.
Раненые, которых они разместили в избе, весьма плаксивы. Определенно, их играют откосившие от армии «белобилетники». В седьмой, в той еще, серии у кого-то из них вытаскивали пулю, и он ревел минут пятнадцать эфирного времени (с перерывами на рекламу), а Катя кричала на весь лес: «Не боись, парень!»
Раненые и теперь продолжают стонать и жаловаться. В промежутках между стонами гоняют чаи, курят и шепотом совещаются, как бы пробраться к партизанам.
А партизаны – в урочище за деревней. Они хмуры, бородаты, деловиты. Но – не воюют, никого и ничего не подрывают. Жгут костры...
Есть в той деревне староста по имени Григорий. Сложный образ. Он любит Клавдию. Взаимно. Рыдает у нее на плече, признается, что никогда не любил свою жену, а она... умирает. (Потом, действительно, умрет.)
Немцев по ходу дела почти не видно. Иногда они приезжают на стрекочущих мотоциклах, громко разговаривают по-немецки, добродушно смеются, дарят шоколадки, заигрывают с молодой Катей. Но та себя блюдет...
У Кати возникает чувство к одному из раненых. Говорит ему: «Тебе не больно? Ничего, у тебя рана быстро затягивается». Но рана что-то долго затягивается, как и сериал «Катя».
… Катя с любимым в траве. Начинается ЭТО... Лирическая музыка. Нежный женский голос: «Туалетная бумага настолько мягкая, что вы можете доверить ей самое дорогое»... (Отставить: это реклама!!!)
И тут вдруг крик: «Вы арестованы, по подозрению в дезертирстве!» Разъяренный красноармеец наставляет винтовку на любимого. Катя восклицает: «Ура! Наши!» Да не тут-то было. Любимого препровождают в особый отдел. Разговор с «особистом» в очках, похожим на Берию. «Как оказался на вражеской территории?.. Комсомолец?» – «Нет». – «Почему?» – «Исключили». – «Конвой, уведите!»
Любимого уводят. Катя рыдает, проклинает «энкавэдэшника».
А старосту Григория расстреливают как предателя.
Финал серии: одну половину деревни загубили фашисты, другую половину – наши.
Клавдия над могилой мертвого Григория. Рыдая, говорит:
«Теперь я знаю, что такое война. Это когда людей убивают, а звери остаются».
Фу-у-х...

08.05. 23:00. Первый канал: «Перед рассветом». В отличие от премьеры «Катя», это кинопродукт, не раз бывший в употреблении и, наверное, многим знаком. Между прочим, три года назад и также 8 мая был показан на том же Первом. Потому напомню самую суть.
Поезд с заключенными попадает под обстрел. Спасаются трое: два зэка – уголовный и политический – и лейтенант НКВД. Последний говорит лозунгами, отрывистыми командами и все время держит своих подконвойных на мушке револьвера. Но это – поначалу. Пройдя цепь испытаний, «энкавэдэшник» убеждается в благородстве, моральном превосходстве арестантов и сам преображается. Сделав переоценку ценностей, приходит к выводу, что служил не тем силам и теперь утратил цель жизни. Просветленный, геройски принимает смерть от фашистов плечом к плечу с политическим «зэком»... В картине ряд идеологически заостренных сцен. Такой, например, диалог двух знакомых, испытавших «тяжесть карательного меча НКВД»: «Где этот?» – «Взяли в 37-м». – «А где тот?» – «Взяли в 39-м». Или еще. Обнаружив в подвале опустевшего райкома ВКП(б) брошенные в повалку портреты «врагов народа» Якира, Егорова, Тухачевского, Блюхера, «политический» со значением произносит: «Может, они еще вернутся на прежнее место...»

09.05. 8.45 НТВ: «Государственная граница». Тоже изделие, не раз уже светившееся на телеэкране. Запустили, естественно, ту часть известного киноцикла, где отражены события 1941 года на западных рубежах СССР.
При виде первых кадров ненароком подумалось: «Эх, не о том бы в День Победы! Показали бы сейчас «Бессмертный гарнизон» – о стойкости легендарных защитников Брестской крепости, десятки дней и ночей стоявших насмерть, не уступавших захватчикам ни пяди родной земли. Какой бы это был урок патриотизма для молодых телезрителей!»
Однако командующий «энтэвэшным фронтом» генерал Кулистиков по-иному распорядился своим киновидеоарсеналом...  И вот в кадре – озабоченные, растерянные лица бойцов и командиров в зеленых фуражках, оказавшихся безоружными... при оружии. Ведь ответившему на немецкий выстрел – трибунал! Наших хладнокровно косят огнем с того берега, но звучит команда «Не стрелять!» И множатся жертвы «погранцов», вызванные роковым решением Сталина «Не поддаваться на провокации».
Ну допустим, что было так, но зачем об этом – сегодня? В такой-то День! Зачем?!
С вашего разрешения, уважаемые читатели, не стану воспроизводить дневниковые записи, сделанные при просмотре таких картин, как «Диверсант», «В июне 41-го», «Исчезнувшие» (Первый канал), а также «Приказано уничтожить. Китайская шкатулка» («Россия»). Первые два из них на все 100% соответствуют стандартам, отмеченные выше, – как по героям и по антигероям, так и по характеру совершения подвигов либо антиподвигов. Остальные хотя бы отчасти, но также несут признаки перестроечно-пост­советских новоделов. И все они в большей или меньшей степени несут в себе энергетику антисоветизма, язвительной иронии, мстительности, злорадства. А в художественном отношении – никчемны: сделаны левой ногой и на скорую руку, по методу «Вали кулем – потом разберем, сойдет для сельской местности».
Но дело здесь даже не в претензиях к их создателям. Говорят ведь: «Не стреляйте в пианиста – пианист играет как умеет». Дело – в программной политике тех, кто отбирает, включает подобные меньшинства-ничтожества в праздничную композицию, посвященную нашему святому Дню.
Убедительным примером такой расчетливой, циничной акции может служить включение в программу Первого канала под занавес Дня Победы (в 22.50) фильма Петра Тодоровского «Риорита». Вне всякого сомнения, это было сделано с ведома генерального директора канала К.Эрнста. Мы увидели современную пародию на знаменитый фильм «Два бойца»: два ленивых откормленных типа, смахивающих на дебила и дауна, торгуются насчет часов с цепочкой. Один из них, бывший охранник из ГУЛАГа, в конце концов убивает из-за этих часов своего приятеля, по ходу дела насилует немку. Тут и самострел, и дурацкий поход за немецким языком и многое другое, что пересказывать просто противно. И все это – в дни штурма Берлина! Так и читается подтекст этого мерзкого зрелища: «руссише швайне».
Думая, как обобщить свои впечатления, я просмотрел фундаментальный труд «Кино на войне» (М. «Материк», 2005г.) И вот на странице 342 нашел следующее признание: в основе наиболее заметных фильмов о войне последних лет – «яростные сражения не столько между «нашими» и фашистами, сколько в собственных рядах».
Стало быть, так считают специалисты-киноведы. А им виднее.
Если помните, в статье «Подождем, посмотрим...» за 7 мая подчеркивалось: содержание и направленность телевещания в дни 64-летия Победы во многом прояснят программную политику электронных СМИ России в связи с предстоящей знаменательной датой, 65-й годовщиной окончания Второй мировой войны.
И вот теперь хочется спросить господ главновещающих и тех, кто ими командует:
«Неужели будем и дальше идти – уже навстречу всемирно-историческому юбилею – под девизом «Бей своих, чтоб чужие боялись»?
О. Джигиль.
Краснодар.


Источник
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)