Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Проиграет ли "аццкий сотона"?
#1
С контр-ТВ:

Проиграет ли "аццкий сотона"?
   
  В споре о мышлении и языке я услышал ожидаемый контраргумент. Его суть в том, что не стоит всерьез воспринимать всех этих «аццких сотонов», «жгущих аффтаров» и так далее. Язык устойчив,  и это поветрие пройдет, как уже бывало не раз в нашей истории.
   
  Можно ли с этим согласиться?  Вопрос устойчивости языка, очевидно, является частным случаем более общего вопроса – вопроса устойчивости культуры в целом. А насколько устойчива наша культура? Здесь считаю уместным разобрать еще  один вопрос, тоже частный, но тем не менее красноречивый. Речь идет о восприятии кино.
   
  Конечно, в классические советские времена, то есть до 1985 года наш зритель видел западные фильмы. Картины с Бельмондо, Челентано, Луи де Фюнесом, Депардье и другими иностранными актерами смотрели и любили миллионы наших зрителей. Западных фильмов в СССР было не так уж и мало, но, безусловно, в наш официальный прокат они попадали   после очень строгого цензурного отбора. Еще до Горбачева появился в СССР и «черный» рынок видеопродукции, но он был мизерный, в силу того, что видеомагнитофоны и видеокассеты были чудовищно дорогими.
   
  Ситуация  изменилась во второй половине 80-х, в эпоху видеосалонов и видеобаров. Цензурные ограничения, по сути, уже перестали действовать, и пошел мощный неконтролирумый поток западной кинопродукции. Окончательно «дамбу» снесло в первой половине 90-х, когда видеомагнитофоны резко подешевели и стали предметом повседневного обихода.   Так вот, интересно проследить эволюцию восприятия советским человеком иностранного кино. Советские люди увидели то, что в советском кино было совершенно немыслимым. Например, в советском кино в принципе отсутствовал юмор на уровне громко рыгнуть за столом, демонстративно облевать окружающих, по ошибке выпить слабительное и долго кочевряжиться на унитазе. Но этого «добра»  полно в западных фильмах. Я прекрасно помню, с каким омерзениям всё это у нас воспринималось.
   
   Обычным делом были такие отзывы о просмотренной картине: «Ну, отличный же фильм, так  на черта же надо было блевотину показывать? Ну  что в этом смешного то?». То есть физиологический юмор считался тем, что ПОРТИТ фильм, это не НРАВИЛОСЬ. Потом омерзение сменилось равнодушием, люди привыкли. Следующий шаг – над этим начали смеяться. Смотрите, как быстро миллионы людей пробежали эту дистанцию!   Это ли не сдвиг в культуре? 
   
             Обратите внимание на словосочетание КУЛЬТУРНОЕ растение. Сколько сил надо приложить, чтобы его вырастить, а без постоянных усилий такое растение погибает. Культура, оставленная без присмотра, тут же катится вниз, и стабилизируется на очень невысоком уровне, уровне животных инстинктов. Можно ли сказать, что в нашей стране культуру оставили без присмотра?  Если бы. Всё еще хуже, культура не просто сама катится вниз, её еще и дополнительно подталкивают.
   
  И если это верно для культуры, а это верно, то тем более это верно и для ее частного проявления - языка.
  Зыкин Д., d_zykin.livejournal.com
   
   
  Комментарии:
  varo
  На этот раз я вполне согласен. Зыкин очевидно прав.
  Культура, однако, плохо торгуется. А ведь халтура идет быстро.
   
  Traditionalist
  Обратите внимание на словосочетание КУЛЬТУРНОЕ растение. Сколько сил надо приложить, чтобы его вырастить, а без постоянных усилий такое растение погибает.
  --------------------------------------------------------------------------------
  Ну да, чтобы покушать с грядки помидоров, надо прежде УНИЧТОЖАТЬ сорняки и вредителей (американских колорадских жуков). В общем, культивация и есть УНИЧТОЖЕНИЕ не-культурных растений. Без принудительной культивации культурные растения, предоставленные самим себе, проигрывают в борьбе с дикорастущими растениями и погибают. Теперь вместо помидоров возьмём русскую национальную культуру, а вместо сорняков - современную западную масс-культуру. Понятно, что если мы не будем поддерживать на государственном уровне русскую традиционную культуру и не будем бороться с самыми гнусными формами масс-культуры (как, например, выставка "Запретное искусство"), то никаких "помидоров" мы не дождёмся, а будем только пережёвывать западную "жвачку" - сладкую, но пустую, без витаминов и калорий.
   
  Чурка
  Опять Зюзюкин банальности втирает, нет не получиться из него миссии, не-а...
  Оберегать надо не "Культуру", а культурных людей, а они в свою очередь будут примером для подражания...
  А Зюзюкин хочет выстроить потёмкинскую деревню - на экране рыгать нельзя, а в миру?
  Как это он хочет совместить Демократию, "Единую Россию" и Культуру?
  Вот ведь - жжот, аццкий сотона...
   
  vanapois
  Культура... хех!
  Чтобы разобраться с этим понятием (не хватаясь за пистолет)
  стоит обратиться к происхождению слова:
  colo-colui-cultum-colere - вот все четыре формы латинского глагола "возделывать"
  Все прочие его значения суть производные.
  Воз-делывать по-сути означает воз-производить (по старой орфографии).
  Что воз-делываешь сиречь вос-производишь, то и имеешь
  (в переводе на русский, что посеешь, то и пожнешь).
  Итак имеем: культура это формы общественного бытия воспроизводимые обществом,
  а уж что там первично, общественное бытие и ли общественное же сознание, это, как говаривал один ныне весьма порицаемый философ, это не выходит за пределы основного вопроса философии.
   
   
  наблюдатель
  Только совершенно слепому не очевидно, что "новорусская" власть совершенно сознательно и старательно понижает планку культурного уровня "шир.нар.масс"т.е., отталкиваясь от сказанного в предыдущих постах, сознательно сеет сорняки и пожинает умственно-нравственную деградацию общества - дебилами управлять, оно конечно, легче с помощью кнута и пряника, да только кто будет нормально работать через поколение.
  Азбучная истина: в правильно устроенном обществе должна быть свобода политических высказываний и нравственная цензура, - последнее желательно в виде самоцензуры,
  заложенной воспитанием, но для этого должна быть соответствующая общая атмосфера в стране.
  Всё-таки, в СССР лозунг "учиться, учиться и учиться" был не пустым звуком, сейчас он заменён на "потреблять, потреблять и потреблять". Властители что-то там лепечут о конкурентоспособности страны, а своей реальной культурной политикой ведут страну совсем в другую сторону.
  Да и высказывания наших двух нац.лидеров о вещах, касающихся культуры, о ТВ, например, мягко говоря, удивляют: предыдущий президент предлагал детям и подросткам самостоятельно не смотреть "не то",т. е., отворачиваться от экрана, когда там "не то", чтобы не ограничивать свободу самовыражения взрослых дяденек и тётенек, а нынешний лидер - вообще считает наше ТВ прекрасным и лучшим в мире. Ну им и хочется, чтобы и народ так же всё воспринимал, на одном с ними уровне, чего успешно и добиваются.
   
  наблюдатель
  Цитата из статьи недавно ушедшего в мир иной академика Арнольда об образовании в России, http://scepsis.ru/library/id_650.html):
   
  "Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)."
   
  nakl
  Зыкин всё "аццкого сотону" готов возвести до вершин (или глубин) культурных процессов. Одно дело - скоморошество, а с появлением виртуальной сети и писчего жанра сетевого общения такое приобрело особое звучание. Фени, сленги присутствовали и ранее, в своих рамках. Также и здесь в языковой области рождаются некоторые, довольно ограниченные новые жанры.
   
  И другое дело - государственная политика (протекционизма и цензура) в области синематографа и т.п. Вот хорошо так замусолить и смешать всё в кучу, чтобы госполитика стала безлична и неразличима от фона "культурных" шуточек разнообразных отдельных индивидуумов ("все виноваты" - наше всё, всем на покаяние!).
  И кому же Зыкин должен быть так люб в таком случае?..
   
  Traditionalist
  наблюдатель
  "Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)."
  -------------------------------------------------------------------------------
  Всё верно. Всё так и есть. Виктор Пелевин описывает беседу трёх едоков грибов у костра. "В наркотике-то кайфа нет, это же просто порошок или грибочки. Это как ключ от сейфа". "А можно ли этот сейф открыть без наркотиков?" - спрашивает другой. "Можно, для этого люди уходят в монастыри, и там пруться со страшной силой", - отвечает первый. Почему же мы не знаем о вечном кайфе? Потому что, "если ты к вечному кайфу прорвёшься, тебе не будут нужны ни тачка, ни бензин, ни реклама, ни порнуха, ни новости. Люди не будут тяжело работать или красть, чтобы получить материальные блага, но устремятся к благодати, И НА ЭТОМ КОНЧИТСЯ ПРИБЫЛЬ БИЗНЕСМЕНОВ", - завершает свою мысль герой Пелевина.
   
  Доктор Филби
  Зыкин:
  "...Язык устойчив, и это поветрие пройдет, как уже бывало не раз в нашей истории..."
   
  Действительно, ТАК уже не раз бывало в нашей истории - например:
   
  1) Русское слово "очи"
  - полуграмотными, но решительными англоманами и либералами было заменено на слово "глаза" - от английского "глэссиз - очки, стекляшки."
   
  2) Русское слово "стерва - труп околевшего животного, скота, нем. sterben «умирать», греч. stereos «затверделый, окоченелый»"
  - "новое значение" слова "стерва" появилось в маргинальной (по советски: "в мещанской") среде после 1960-х годов - в т.н. "расцвет совка", когда женщины по всему СССР получили полную возможность самостоятельной трудовой деятельности и, соотв., возможность не дорожить семейными узами и ценностями, во времена реального расцвета "советского феминизма" (термин не точен, поэтому в ковычках).
  Возможно поэтому (маргинальное происхождение) термин не был внесен ни в один из до сего времени изданных Словарей русского языка.
  Возможно так и будет внесен в словари паскудами?
   
  ВЫВОД:
  Язык, культура и культура мышления - НЕ устойчивы.
   
  Traditionalist
  Доктор Филби
  Язык, культура и культура мышления - НЕ устойчивы.
  ------------------------------------------------------------------------------
  Язык, как и человеческое общество, подобен многослойному пирогу: на самом "дне" языка - мат, чуть повыше - тюремная "феня", ещё выше - всякого рода слэнги и жаргоны, затем, ступенькой выше, следуют всякие местечковые диалекты, потом - разговорный литературный язык, выше - язык поэзии (поэтам шепчут на ухо музы, а они уже существа не от мира сего), ещё выше - язык св. писаний и песнопений (там недопустимо никакое похабное слово), и ещё выше - так называемый "язык птиц" или "сирский/сурский/сирийский язык", т. е. язык, на котором говорит человек в молитвенном экстазе в изменённом состоянии сознания. В этом смысле язык представляет собой как бы лесенку от ада до рая. И хотя все мы говорим по-русски, но каждый из нас стоит на своей ступеньке этой лесенки, и невольно через свой язык "проговаривается" о своём местонахождении. В течение своей жизни человек может подниматься вверх по этой лесенке и опускаться вниз, и так же может меняться его язык. То же самое происходит и с обществом. Современное общество опускается вниз по лесенке и именно поэтому всё чаще слышна инфернальная лексика. Поэтому язык, как система символов, устойчив (символы, или идеи, вообще бессмертны); неустойчиво человеческое общество. Оно всё чаще использует низкие басы, а нам кажется, что инструмент уже не тот.
  наблюдатель
  Traditionalist:
   
  "... язык представляет собой как бы лесенку от ада до рая..."
  =====================================================
Неплохо сказано!
Ответ
#2
Большой брат смотрит на вас?

8 июня 2008 года исполнилось 105 лет со дня рождения Джорджа Оруэлла, автора романа-антиутопии «1984». Он не планировал сделать свою книгу неким «прогнозом» на будущее. По его замыслу, это было всего лишь фантастическое описание всеобщего кошмара, в котором может оказаться человечество в условиях тоталитарной власти.

В романе он рассказывает об обществе, в котором все живут только так, как велит им «Большой Брат». А он знает, как должны все жить, как все должны поступать… Машина тоталитарной слежки и подавления личности отлажена идеально, и властям остаётся только дёргать за ниточки, контролируя не только каждое действие, но и каждую мысль своего народа.

Герой романа Уинстон Смит совершает страшное преступление: начинает задумываться о мире, в котором он живёт, об игре, затеянной Большим Братом, о лжи и абсурде, в котором все пребывают. За это система полностью уничтожает Смита, как личность, доведя его даже не до животного, а до растительного состояния.

Автор не дожил до исполнения своих «пророчеств» в 1984 году. И мы бы не обратились к строкам из его романа, если бы…
Да, у всех на памяти появившиеся вдруг в последние несколько лет на российском ТВ проекты «За стеклом», «Последний герой», «Дом», «Большой Брат»… Сюжеты этих проектов разные, но суть одна: подглядывание в замочную скважину за их участниками, один к одному – как в романе «1984». Нарушение элементарных этических норм в них преподносится, как некая романтика, а право на участие в проектах - как «счастливый билет».

Хочется познакомить читателей с отрывком из этого романа. Надеюсь, читатель поймёт, почему я обратилась к творчеству английского автора.

…В государстве «Океания» исправляли не только историю. Государство придумало новый язык, призванный не допустить «мыслепреступления». Ненужное множество слов, таких, как «честь», «справедливость», «религия», «наука» просто должны исчезнуть из лексикона и памяти, чтобы не смущать своим смыслом.

В части 1 главы 5 приводится сцена разговора между филологом Саймом, занимающимся разработкой так называемого «новояза», и Уинстоном Смитом. Сайм говорит Смиту:

«Мы придаём языку завершённый вид – в этом виде он сохранится, когда ни на чём другом не будут говорить. Когда мы закончим, людям вроде вас придётся изучать его сызнова. Вы, вероятно, полагаете, что главная наша работа – придумывать новые слова. Ничуть не бывало. Мы уничтожаем слова – десятками, сотнями ежедневно. Если угодно, оставляем от языка скелет…

Это прекрасно – уничтожать слова. Главный мусор скопился, конечно, в глаголах и прилагательных, но и среди существительных – сотни и сотни лишних. Не только синонимов: есть ведь и антонимы. Ну, скажите, для чего нужно слово, которое есть полная противоположность другому? Слово само содержит свою противоположность. Возьмём, например, «голод». Если есть слово «голод», зачем вам «сытость»? «Неголод» ничем не хуже, даже лучше. Потому что оно – прямая противоположность, а «сытость» - нет. Или оттенки и степени прилагательных. «Хороший» - для кого хороший? А «плюсовой» исключает субъективность. Опять же, если вам нужно что-то сильнее «плюсового», какой смысл иметь целый набор расплывчатых бесполезных слов «великолепный», «отличный» и так далее? «Плюс плюсовой» охватывает те же значения, а если нужно ещё сильнее – «плюсплюс плюсовой». Конечно, мы и сейчас уже пользуемся этими формами, но в окончательном варианте новояза других просто не останется…

Вы не цените новояз по достоинству… Пишете на нём, а думаете всё равно на староязе. Мне попадались ваши материалы в «Таймс». В душе вы верны староязу со всей его расплывчатостью и ненужными оттенками значений. Вам не открылась красота уничтожения слов. Знаете ли вы, что новояз – единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается?

Неужели вам не понятно, что задача новояза – сузить горизонт мысли? В конце концов мы сделаем мыслепреступление попросту невозможным – для него не останется слов. Каждое необходимое понятие будет выражаться одним-единственным словом, значение слова будет строго определено, побочные значения упразднены и забыты. В одиннадцатом издании мы уже на подходе к этой цели. Но процесс будет продолжаться и тогда, когда нас с вами не будет на свете. С каждым годом всё меньше и меньше слов. Всё уже и уже границы мысли. Разумеется, и теперь для мыслепреступления нет ни оправданий, ни причин. Это только вопрос самодисциплины, управления реальностью. Но в конце концов в них нужда отпадёт. Революция завершится тогда, когда язык станет совершенным…

Вся литература прошлого будет уничтожена. Чосер, Шекспир, Мильтон, Байрон останутся только в новоязовском варианте, превращённые не просто в нечто иное, а в собственную противоположность. Даже партийная литература станет иной. Даже лозунги изменятся. Откуда взяться лозунгу «Свобода это рабство», если упразднено само понятие свободы? Атмосфера мышления станет иной. Мышления в нашем современном значении вообще не будет. Правоверный не мыслит – не нуждается в мышлении. Правоверность – состояние бессознательное».

Какой напрашивается комментарий? Исполнение пророчеств с некоторой поправкой на сроки – ПЛЮСПЛЮСОВОЕ. Ведь не только таинственные реформаторы уже объявились и настойчиво добиваются тотального «упрощения» нашего и без того истерзанного уже языка, но и «Большой Брат» материализовался в нашей жизни. А слово «плюс» к месту и не к месту зачем-то навязчиво ставится, заменяя собой законные, ёмкие, но вдруг ставшие ненужными слова…

Большой Брат уже смотрит на вас? Вероятно ПЛЮС, господа!

http://www.perunica.ru/yazikoznanie/2051...a-vas.html
Живите по-совести и будет вам счастье, даже в ненастье!

Бог каждому дал свободу выбора и дал лишь ВОЗМОЖНОСТЬ обрести свободу воли - стать Человеком(Но только немногие желают этой возможностью воспользоваться).
Ответ


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)